13 Декабря 2013 года, 14:25

Минрегион признал утратившей силу сметно-нормативную базу единичных расценок (СНБ), которая, по мнению многих строителей, была основной для расчетов стоимости госзаказа, размещаемого на аукционе. Взамен ничего не предложено. Руководитель «Союза строителей Воронежской области» Сергей Морозов считает, что «половинчатая мера» создаст для местного строительного сообщества хаос на тендерных площадках:

— Непонятно, кто и как теперь будет определять бюджет объектов на аукционах...

Материал опубликован в печатном журнале De Facto за декабрь 2013 года.

Строительный калькулятор

11 октября 2013 года Министерство регионального развития отменило СНБ (детали структуры этой системы см. в справке на этой странице).

— Фактически СНБ закладывала верхнюю планку стоимости заказа, которая являлась отправной точкой для участия подрядчиков в аукционе, — поясняет гендиректор компании «ПГС проект» Виталий Горбанев.

Что предметно означают эти перемены для воронежских строителей? Сергей Морозов так описывает проблему:

— СНБ была одним из основополагающих принципов расчета стоимости, который был наработан десятилетиями. Конечно, через какое-то время на место старой системы может прийти новая. Но в период неразберихи, который неизвестно на сколько затянется, фактически строительная отрасль потеряла один из ключевых регуляторов в отношениях между заказчиком и подрядчиком.

По словам Морозова, от этого пострадает в первую очередь качество работ над объектами. Государственный заказчик теперь сможет диктовать свои условия по стоимости работ, не обосновывая их старым нормативом.

— Иными словами, он имеет право снижать цену в несколько раз, не учитывая себестоимости стройматериалов и трудозатрат. А с точки зрения закона он будет прав. Ситуация как на оживленном перекрестке, на котором сломался светофор: может обойтись без жертв, но пробка точно будет.

Щелкать косточками счетов

Примечательно, что участники местного строительного рынка называют разные причины, по которым произошла отмена СНБ.

Причина 1. Минрегион решил переложить функцию расчета и контроля за строительными госзаказами на другое ведомство. В министерстве официально объясняют отмену сметно-нормативной базы якобы отсутствием у ведомства полномочий по разработке и утверждению сметных нормативов. Такие функции есть у Министерства строительства и ЖКХ (Минстрой), и теперь, судя по всему, ему предстоит переформатировать и заново вводить принципы ценообразования в строительной сфере.

Причина 2. Постоянное подорожание стройматериалов и введение новых технологий строительства. Председатель воронежского регионального отделения «Инженеров строительства» Вячеслав Бутырин считает, что именно это стало основной причиной отмены СНБ:

— Взять, к примеру, 2013 год. Только за 9 месяцев цены повысились на 20-30% на различные стройматериалы. И подорожание будет продолжаться. Исходя из него необходимо постоянно корректировать сметные расценки, иначе с ними станет просто невыгодно работать.

Причина 3. Внедрение в государственные аукционы элементов рынка. Виталий Горбанев считает, что, как только в России появились тендерные площадки, большинство подрядчиков стало работать все-таки по коммерческим предложениям, а сметно-нормативная база имела факультативный характер (это касается частных заказчиков):

— Клиент предоставляет техническое задание на работы или материалы. Далее его бюджет высчитывается по укрупненным показателям: объем здания, характеристики объекта. Исходя из этого, подрядчики сами просчитывают, за сколько они готовы взяться за работу, и составляют коммерческое предложение.

Виталий Горбанев утверждает, что в подобных схемах вообще можно не руководствоваться СНБ.

— Никто не запрещает считать по Дорожкину (составитель СНБ по Воронежской области. — Прим. редакции). Но реальным обоснованием стоимости является только коммерческое предложение. Думаю, и в государственных аукционах появится такая же практика, — рассказывает эксперт.

Участники рынка частично соглашаются со строителем и говорят, что существует 3 способа определить затраты:

  • как раз по сметно-нормативной базе единичных расценок,
  • по трудозатратам подрядчика: работы и материалы (коммерческое предложение, вариант, предлагаемый Горбаневым),
  • по стоимости 1 м2 (по такому способу находят подрядчиков в госпрограммах ремонта жилья, стоимость определяется по укрупненным показателям: объем проекта и его функциональное назначение).

База на распутье

Как отмена СНБ отразится на строительном рынке региона? Интересно, что эксперты называют совершенно разные прогнозы, которые не взаимоисключают друг друга.

Прогноз первый, негативный. Последние проведенные аукционы, стоимость которых рассчитывалась по СНБ, окажутся нелегитимными. Сергей Морозов утверждает, что на рынке сложилась опасная ситуация. В отсутствие утвержденной государственной сметно-нормативной базы ВСЕ положительные заключения государственной экспертизы, выданные с 11 октября 2013 года (срок отмены СНБ), могут быть трактованы проверяющими органами как документы «вне закона». Поэтому целому ряду проектных организаций Минрегионом было дано указание перестроиться на новые рельсы: закончить оформление сводных сметных расчетов проектов не позднее 15 октября.

— Это было даже физически невозможно, а теперь чревато штрафами — до 3% от стоимости объекта для строителей и даже разрыванием контрактов, — объясняет Морозов. — Инженеры-сметчики строительных компаний просто не готовы взять на себя все расчеты стоимости объектов. Чаще всего им не хватает компетентности и необходимо дополнительное обучение. А курсов инженеров-сметчиков не существует.

Прогноз второй, тоже негативный. Возникновение огромного числа фирм-пустышек. Пока неясно, по каким критериям рассчитывать начальную стоимость тендера, аукционы будут, скорее всего, проводиться по коммерческим предложениям, уверен Виталий Горбанев:

— Такое положение создаст все возможности для бума серых фирм, которые фактически владеют одной лишь печатью. Они будут снижать стоимость объектов до минимума, вытесняя из борьбы за заказ реальных игроков.

Прогноз третий, позитивный. Отмена СНБ позволит малому и среднему бизнесу конкурировать в борьбе за тендер со строительными гигантами.

— Теперь при условии, что контроль над фирмами-однодневками будет жестким, небольшие строительные организации смогут на равных бороться в тендерах и выигрывать их. Чем больше компания, тем больше затрат на ее содержание. Соответственно, повышается планка прибыли, ниже которой она не может упасть. Одни готовы работать только за 1 рубль прибыли с каждого кирпича. А небольшой компании, формирующей свою репутацию и накапливающей портфолио, и 50 копеек хватит,  — утверждает Горбанев.

Поэтому малый и средний бизнес будет предлагать свои услуги как подрядчиков за меньшие деньги, чем крупные строительные компании, и использовать это как инструмент конкурентной борьбы, считает Горбанев.

Перекладывание обязанностей с одного министерства на другое маятником отразилось на строительном рынке, загнав его в рамки правовой неопределенности. Да, строители переживали и не такое, но с какими потерями из проблемы выйдет каждый из участников рынка, зависит, пожалуй, только от его изобретательности.

Справка

Что изменил закон?

Утратили силу ранее выпущенные Минрегионом приказы об утверждении государственных сметных нормативов:

  • государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001),
  • федеральные единичные расценки (ФЕР-2001),
  • сборники сметных цен на материалы и  механизмы (ФССЦ-2001, ФСЭМ-2001),
  • сметные цены на перевозки грузов.

Также утратили силу все изменения и дополнения в этих государственных сметных нормативах, утвержденные и разработанные Федеральным центром по ценообразованию.

Автор: Анна Богомолова, руководитель агентства недвижимости «Фасад»


Комментарии