19 Декабря 2013 года, 10:23

Управление Росреестра по Воронежской области на сегодня является одним из наиболее активных поставщиков госуслуг в электронном виде, считает руководитель регионального ведомства Елена Перегудова. Какие изменения привели к этому и как это отражается на качестве услуг для корпоративных клиентов и частных потребителей?

«Меняться, к сожалению, готовы не все»

— Росреестр фактически является конечной точкой в оформлении прав на недвижимость. Именно нам заявители подают пакеты документов для получения итогового результата. Поэтому ожидаемо, что в сознании потребителей сформировалось представление, что мы и только мы отвечаем за весь процесс.

Но не стоит забывать, что наше Управление не может самостоятельно обладать всей необходимой информацией для  регистрации и запрашивает такую информацию и документы у других структур. Иными словами, после подачи заявителем заявления и минимума документов все только начинается. Это процесс, осложненный, тем, что не всегда взаимодействие между органами происходит в электронном виде, например, только сейчас идет тестирование электронного взаимодействия с органами местного самоуправления. Кстати, достаточно успешно. Получение информации и документов в бумажном виде,  даже с использованием оперативных средств предоставления неэффективно и влияет на сроки принятия решений, которые  необходимо сокращать .

Мы не жалуемся, понимая, что есть перспектива, и никто не устраняется от организации взаимодействия, но работать нужно в сложившихся условиях ежедневно. Поэтому предельная  планка на сегодня — 18 календарных дней соблюдается в полном объеме. При этом,  по большинству регистрационных действий сроки сокращены до 5 дней.

«Считаю, что  корпоративный потребитель должен предъявить высокие требования прежде всего к себе»

— Уверена, любой из органов, любого уровня власти, связанных с предоставлением услуг, при котором требуется получение какой – либо из услуг Росреестра, должен быть ориентирован на качественное предоставление именно своей услуги. Заявитель не должен даже задумываться, какие этапы проходит и с чем связано получение им услуги. Он должен придти в указанные сроки и получить результат.  Будь то решение о предоставлении земельного участка, свидетельство о государственной регистрации прав на объект, уведомление о переводе из жилого помещения в нежилое. Безусловно,  не всегда принимается положительное решение. В частности, по государственной регистрации может быть принято решение о ее приостановлении или об отказе в государственной регистрации прав, основанное на нормах законодательства.

При этом,  заявители – физические лица зачастую не обладают специальными познаниями в правовой или регистрационной сферах. И тут мы готовы дополнительно с ними взаимодействовать. Но я не понимаю ситуаций, когда самим фактом отказа в государственной регистрации возмущены корпоративные клиенты. Юридическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией прав безусловно имеет возможность привлечения штатного или стороннего специалиста (скорее всего все-таки  юриста). И именно его обязанность еще на этапе подготовки заявления и документов понимать достаточность информации и документов в конкретном случае. Ведь основания для отказа определены действующим законодательством, т.е. заранее могут быть оценены. Наиболее распространенные случаи — это наличие записей об аресте имущества, присутствие каких-либо ограничений, обременений либо ликвидация юридического лица в период от подписания договора до принятия решения о проведении государственной регистрации, несоответствие характеристик, которые заявлены в документах в отношении объекта. Считаю, что если профессиональный участник рынка, например, риэлтор, не отследил подобные риски для своих клиентов, то возникает резонный вопрос о его профессиональной компетенции и репутации.  Управление не исключает возможностей взаимодействия  именно с профессиональным риэлторским  сообществом, понимая, что для грамотной и эффективной работы необходимо своевременное доведение информации о правовых позициях по тем или иным вопросам, об изменениях в действующем законодательстве и др. Кроме того для Управления важна и «обратная связь», то есть оценка и видение процессов и проблем со стороны. Именно поэтому членом общественного совета при Управлении Росреестра по Воронежской области является президент   НП « Гильдия риэлторов Черноземья»

«С декабрьским авралом можно справляться»

— Еще одно объективное обстоятельство, при котором мы работаем, — сезонный наплыв обращений. Конец года - исторически самое тяжелое время  для сотрудников Управления. Я всегда говорю, что это время надо пережить. Хотя сделать это без принятия организационных решений, направленных на обеспечение приема, соблюдение процедуры регистрации и недопущения нарушения сроков регистрации при  десяти выходных днях в январе, конечно же невозможно. На мой взгляд, увеличение числа обращений традиционно происходит по следующим причинам.

Во-первых, в сознании потребителя есть стереотипы: «все крупные сделки должны быть завешены к концу года», « с нового года что – то произойдет, будет хуже, поэтому надо все сделать в этом году».

Во-вторых, завершается в календарном году реализация ряда социальных программ: например, обеспечение жильем детей-сирот или ветеранов войны, переселение из ветхого аварийного жилья и других.

Несмотря на то, что декабрь традиционно напряженный для работы месяц, мы понимаем, что не должны допустить, чтобы возможные трудности отразились на потребителях услуг.  Вот здесь мы как раз и возвращаемся к тому, с чего начинали нашу беседу – необходимости обеспечения эффективного межведомственного электронного взаимодействия на всех уровнях.

«Надо продолжать начатое»

— В 2013 году заложен неплохой фундамент для дальнейшего развития системы государственной регистрации на территории Воронежской области в направлениях, определенных и «дорожной картой» и федеральной целевой программой. Например, в тех районах, где открыты филиалы многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг — прием МФЦ составляет от 30 – до 60 % от всего объема. Сейчас совместно с МФЦ прорабатывается механизм обеспечения приема по принципу «удаленного рабочего места» на базе администраций поселений», что, безусловно, сделает услугу ближе к потребителю.

Практически завершены работы по сопоставлению сведений о земельных участках на территории области. Отмечу, что не сопоставилось всего около 600 земельных участков, что составляет 0,09 % от всего объема. К марту 2014 года – завершение совместно с Филиалом кадастровой палаты работ по сопоставлению объектов капитального строительства с присвоением кадастровых номеров. В дальнейшем – организация и проведение работ совместно с налоговым органом и органами власти субъекта,  местного самоуправления по обеспечению условий введения налога на недвижимость.

Наиболее актуально -  перевод архива Управления в электронный вид. Электронный архив позволит регистратору не запрашивать документы в бумажном архиве, а самому найти нужные сведения в специальной базе и использовать информацию при проведении экспертизы., что опять же сократит сроки. После чего, в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации №903 от 10.10.2013 года  - передача документов в централизованные архивохранилища.


Комментарии