11 Ноября 2013 года, 15:16

Вчерашние студенты и предприниматели, видимо очарованные крупными бизнес-проектами в воронежской гостиничной отрасли, в этом году фактически развили новый сегмент — стали открывать хостелы (см. глоссарий). Пока пионеры местного рынка довольствуются малым. Смогут ли единичные проекты перерасти во что-то большее?

Материал опубликован в ноябрьском номере De Facto.

Глоссарий 

Хостелами называют недорогие мини-гостиницы, а точнее, бюджетное место для ночевки. Это многоместные (4-, 6-, 8- и далее) номера, как правило, с двуспальными кроватями, без удобств в комнате. Душ и туалет одни на несколько номеров либо одни на весь хостел. Во многих хостелах есть общая кухня, где посетители из собственных продуктов могут приготовить себе еду. Признак хорошего тона и европейского подхода — бесплатные чай-кофе и печенье-конфеты. В некоторых гостиницах посетителям предлагают приготовить недорогой завтрак. В хостелах также, как правило, есть бесплатный Wi-Fi и помещение, где могут встретиться все постояльцы, с телевизором, настольными играми и другими видами развлечений. Хостелы, как правило, располагаются в центре города, рядом с автобусной остановкой или станцией метро. 

Аудитория хостелов — молодежь, студенты и путешественники, а также спортивные команды, участники фестивалей и соревнований. Молодежная тусовка, веселая и душевная атмосфера — одни из главных особенностей хостелов.

Одиноким предоставляется общежитие

За последние 2 года в Воронеже открылось 5 хостелов, причем 4 из них появились лишь в этом году. Давайте посмотрим на эти проекты подробнее.

  • Хостел «Воронеж» (владелец — Герман Мальцев), открывшись в апреле 2012-го, стал первым в столице Черноземья. Часть своего частного дома на левом берегу Мальцев решил переоборудовать: комнатой с 2-этажными кроватями, кухней, туалетом и ванной теперь могут пользоваться постояльцы. В мини-гостинице одновременно размещаются до 7 человек, цена за койко-место — 350 рублей в сутки. Особых вложений хостел «Воронеж» не потребовал. По словам Германа Мальцева, все ремонтные и строительные работы он делает своими руками, мебель для номера также дело рук собственника. 

— Все, что нужно было купить, — это постельное белье, — говорит предприниматель. 

Хостел «Крыша», открывшийся в феврале этого года, в отличие от своего предшественника находится в центре, для его работы арендуется 1-й этаж жилого дома (помещение для коммерческой недвижимости). В 4 номерах хостела, оформленных ярко и по-молодежному, могут разместиться 22 посетителя. Несмотря на то что ремонт его владельцы Екатерина Кокорина и Станислав Литвинов также делали самостоятельно, их первоначальные вложения превысили затраты Германа Мальцева и составили около 800 тыс. рублей. 

  • Следом за «Крышей» в июне и сентябре этого года появились хостелы «Стрелецкий» и «Стрелецкий уют» (собственники — Юлия Покорная и Олег Нескрябин). Эти проекты, как и «Воронеж», расположены в 2 частных домах, один — недалеко от пл. Ленина, другой — в районе цирка. По сравнению с «Крышей» в этих гостиницах атмосфера больше домашняя, нежели молодежная, на что и делают акцент в позиционировании и продвижении их владельц

 — В отличие от других хостелов, где может быть шумно, у нас можно останавливаться с детьми, поэтому к нам часто приезжают семьи, — говорит Юлия Покорная. 

  • Пятый хостел — Like Hostels — открылся в августе 2013 года. Его владельцы — Юлия Кожевникова и Евгений Доровской — купили франшизу сети Like Hostels (см. справку) и открыли мини-гостиницу в 4-комнатной квартире элитного дома в центре Воронежа.

— Мы нашли информацию о сети хостелов Like Hostels в интернете и решили попробовать, — говорят Юлия Кожевникова и Евгений Доровской.

Все хостелы, кроме «Воронежа», официально оформлены: «Крыша» и Like Hostels работают под ООО, «Стрелецкий» и «Стрелецкий уют» развиваются в рамках ИП. 

«Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными»

С чем связан интерес владельцев хостелов к этому сегменту рынка? Ведь для подавляющего большинства собственников проектов это, по сути, их первый опыт в предпринимательской карьере. Выделим несколько причин, по которым новоявленные бизнесмены обратили внимание именно на хостелы.

Причина первая. Есть спрос. По данным Ростуризма, объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Воронеже растет серьезными темпами:

  • 2009 год — 477 млн рублей (89 гостиничных проектов);
  • 2010 год — 487 млн (90 проектов);
  • 2011 год — 593 млн (101 проект);
  • 2012 год — 700 млн (98 проектов). 

По расчетам прибыльности всех проектов воронежских хостелов можно сделать вывод, что их сегмент занимает пока лишь 0,5% от общего объема платных гостиничных услуг. В целом эксперты, опрошенные DF, согласились с такой оценкой. Но в то же время участники рынка указывают на еще не реализованный потенциал сегмента.

— У нас в городе сейчас провальная ситуация в эконом-сегменте: мало гостиниц, в которых можно остановиться даже за 500-1500 рублей в сутки. А на мой взгляд, это сейчас наиболее перспективное направление, — говорит генеральный директор управляющей компании Astera Hotels Иван Калабин.

Также эксперты обращают внимание на большое количество массовых мероприятий для молодежи (основная аудитория хостелов), проходящих в последние годы в Воронеже: политические форумы, спортивные соревнования и т. д.

— Если в городе проводятся фестивали, выставки, соревнования, если есть те мероприятия, на которые приезжает молодежь, мы уже имеем дело с понятием «событийный календарь». Необходимо быть готовым к тому, чтобы разместить группы молодежи, которым понадобится определенное количество мест. Конечно, хостел и с 10 койко-местами может приносить прибыль, но чем больше мест и таких проектов, тем лучше, — уверен президент Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин.

Причина вторая. Низкий порог входа в бизнес. Основные расходы при открытии хостела — это аренда помещения (или покупка, но таких хостелов в Воронеже пока нет), ремонт и его оборудование. Те, кто организует гостиницу в своем доме (как Герман Мальцев), вкладываются только в ремонт и оборудование комнат. Сумма первоначальных вложений у всех существующих в городе участников рынка разная, однако максимум, который нам назвали, — это 800 тыс. рублей. Хостел «Крыша», открытие которого обошлось именно в эту сумму, на втором месяце работе вышел на операционную окупаемость. Первоначальные вложения запланировано окупить через год. 

А по оценке владелицы сети мини-гостиниц Agat Hotels Ольги Колесниковой, открытие одной мини-гостиницы обходится от 500 тыс. до 3,5 млн рублей.

— Все зависит от количества номеров: если их 10-12 (35-40 мест), то можно уложиться в сумму до 1,5 миллиона рублей, если это 20 номеров, понадобится уже 3-3,5 миллиона, — поясняет Колесникова. 

Причина третья. Мода на этот вид бизнеса в молодежной предпринимательской среде. Призыв Стива Джобса «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными», массовая трансляция успехов IT-стартапов совсем юных предпринимателей, открытие совершенно новых рынков в последние годы мотивируют молодежь заниматься модными проектами.

— Мы сначала хотели открыть коворкинг (сдача одного офисного помещения в аренду сразу нескольким арендаторам. — Прим. авт.), но с этим не сложилось, и мы открыли хостел, — говорит Екатерина Кокорина. 

Основателем моды на хостелы в нашей стране можно считать владельца сети московских хостелов Bear Hostels Даниила Мишина. В прошлом году Мишин занял 4-е место в Международной студенческой премии в области предпринимательства GSEA 2012 (Global Student Entrepreneur Awards), которая проводилась в Нью-Йорке. Молодой бизнесмен, открывший свой первый хостел в 11 (!) лет и ставший миллионером в юном возрасте, быстро стал любимым героем для ТВ и прессы, а также иконой хостел-бизнеса.

— Идея открыть хостел нам пришла после просмотра передачи про Даниила Мишина, — рассказывает Юлия Покорная. — Мы подумали, что тоже сможем так сделать. 

tabliza.JPGtabliza1.JPGИзображение можно развернуть, кликнув по нему

А ты войдешь в распахнутые двери?

Но чтобы увидеть радугу, молодым отельерам, вероятно, придется вымокнуть под дождем. Участники рынка вместе с возможностями сегмента называют и ряд трудностей при развитии проектов. Выделим основные.

Сложность № 1. Для нового сегмента нужно воспитать аудиторию, и начинать продвижение придется фактически с нуля. Категории клиентов, которым не надо объяснять, что такое хостелы, — это пока что иностранные туристы и продвинутые молодые путешественники. Но эксперты говорят о недостаточном продвижении проектов даже среди тех, кто готов голосовать за них рублем.

— Хостелы надо раскручивать в том числе и среди иностранных туристов, — говорит председатель некоммерческого партнерства «Лига хостелов» собственник хостела A La Russe, отелей «Булгаков» и «Сити-комфорт» Ольга Недорезова. — Они должны знать, что в российских городах есть такие варианты размещения. Всего несколько лет назад Москва для иностранцев была одним из дорогих городов мира. Как только в столице начали появляться хостелы, иностранные туристы стали намного больше интересоваться городом. За 5 лет Москва по меркам дороговизны в различных рейтингах опустилась с 5-го места на 19-е, и немалую роль в этом процессе сыграли как раз хостелы. 

Многие другие потенциальные посетители вовсе не знакомы с таким форматом, вот почему хостелы вызывают у них опасения.

— Очень тяжело объяснять людям, что хостел — это что-то хорошее, а не какая-то ужасная общага и бараки, — объясняет Екатерина Кокорина. — Я думаю, что достаточно времени уйдет на то, чтобы людей образовать в этом плане, чтобы они поняли, что такое нормальный хостел европейского качества. И мы сейчас в интернет-рекламе делаем упор на то, что это недорогая мини-гостиница, потому что, когда некоторые люди видят слово «хостел», если это не питерцы и москвичи, им становится страшно (возможно, виной тому созвучность со словом «хоспис». — Прим. авт.). Но за 7 месяцев работы мы все же видим изменения в лучшую сторону. 

Сложность № 2. Отсутствие предпринимательского опыта у молодых участников рынка.

 — Сейчас в СМИ много информации о том, что хостел — это модный и прибыльный бизнес, — вздыхает Ольга Недорезова. — И после этого мы видим, как много открывается хостелов. И много же потом закрывается. По телевидению некоторые представители нашего бизнеса говорят о каких-то огромных доходах… Да, хостелы могут быть прибыльными, но нужно, чтобы работал профессионал.

Сложность № 3. Конкуренция с гостиничными проектами смежных сегментов. Конкуренцию хостелам составляют мини-гостиницы, в которых цены на размещение примерно сопоставимы с ценами первых и в то же время более четко налажена работа с клиентской базой.

— Кто из хостелов единоразово может разместить 200 человек? — спрашивает Ольга Колесникова. — А с нами сейчас работают и Российская академия народного хозяйства и госслужбы, и главы администраций сельских поселений области, и участники различных фестивалей. Скоро мы как раз ожидаем массового прибытия танцоров. 

Другой сильный конкурент — предприниматели, сдающие квартиры посуточно. Сейчас в центре Воронежа можно снять однокомнатную квартиру по цене 1,5-2 тыс. рублей за сутки. Если в ней поселятся 3-4 человека, то цена за койко-место будет сопоставима со стоимостью места в хостеле. 

— С несколькими компаниями, в том числе иностранными, у нас заключен договор на предоставление им квартир в аренду. Мы расселяем достаточно большое количество сотрудников, всплеск спроса обычно бывает осенью, — говорит коммерческий директор агентства недвижимости «Трансферт» Галина Колокольникова.

Сложность № 4. Отсутствие финансовой возможности масштабирования проектов. Для того чтобы хостел как бизнес стал по-настоящему прибыльным, необходимо наращивать объемы — создавать новые места, открывать новые гостиницы. Однако владельцы существующих в Воронеже хостелов по большей части вчерашние студенты. По их же словам, пока создать даже небольшую сеть хостелов им не под силу. 

Чем сердце успокоится?

Интересно, что ни один из владельцев воронежских хостелов не назвал другие мини-гостиницы своими конкурентами. Каждый хостельер считает, что сейчас любой из них забирает своего клиента, главное — «чтобы поток посетителей был». Вполне реально, что, развиваясь и активно работая над привлечением клиентов, хостелы будут заполняться и приносить желаемую (сравнительно небольшую) прибыль для их владельцев (см. таблицу). Но участники рынка называют и другие сценарии развития сегмента.

Сценарий «Хостелы превратятся в общежития».

— В Воронеже действительно не хватает гостиниц, которые могли бы размещать людей по цене 200-250 рублей за койко-место, — считает Ольга Колесникова. — Большой поток клиентов нужно ожидать со строек, строительство в Воронеже развивается сейчас очень динамично. Я бы перепрофилировала некоторые свои гостиницы для размещения таких посетителей, но в них уже сделаны определенные вложения, и я не могу опустить цены ниже 450 рублей за спальное место. В то же время я вижу большой спрос: строители периодически снимают у меня 2-3 квартиры на улице Пятницкого, в которые набивают по 14-15 человек. Кроме того, у меня есть еще 12 квартир в центре города — представьте себе, там одни голые стены, однако и их расхватывают такого рода клиенты!

Однако, если хостелы станут развиваться в этом направлении, они удовлетворят существующий спрос, но... перестанут быть хостелами. 

— Хостел от общежития отличает атмосфера, — объясняет Ольга Недорезова. — Если туристы приезжают в хостел и вместо таких же активных, энергичных молодых ребят видят рабочих и строителей, вряд ли они еще раз приедут в эту гостиницу. А за счет того, что такая информация быстро разносится по интернету, у других туристов можно отбить охоту останавливаться в таком хостеле. В результате хостел превратится в обычное общежитие, где будут проживать рабочие. А если еще и не присматривать за ним должным образом, то вообще это дело может плохо закончиться.

 Сценарий «На рынок придут сетевые операторы». Сетевики могут потеснить существующие хостелы, считают эксперты.

 — Даже в этом новом сегменте уже есть успешно работающие сетевые операторы. Если воспользоваться их проработанными технологиями, можно достигнуть успеха. Но, к сожалению, у нас предприниматели идут по пути «а давайте сделаем попроще и подешевле, зачем кому-то за какие-то технологии платить». В этом смысле проекты могут быть рискованными и не принести того эффекта, которого от них ожидают владельцы, — говорит управляющий партнер группы компаний «Основа» Александр Калтыков.

По словам Калтыкова, переговоры о выходе на рынок Воронежа сетевого хостела уже ведутся. 

Сценарий «Хостелы могут запретить законодательно». Воронежским хостельерам пока везет: Воронеж не вошел в число городов России, где в 2018 году пройдет чемпионат мира по футболу. Города — участники крупного турнира попадают под действие так называемого футбольного закона (федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»). 

— Согласно этому закону с 1 июля 2015 года все гостиничные проекты должны будут получить определенный сертификат, который будет относить гостиницу, отель или хостел к одному из видов размещения. То есть появится классификация на законодательном уровне, и каждый проект обязан будет соответствовать определенным характеристикам. При этом не факт, что для хостелов это будут приемлемые характеристики. Вот пропишут в законе, что хостелы не могут размещаться в жилых домах, и что тогда нам делать? — высказывает опасения Ольга Недорезова. 

При этом эксперты сомневаются, что действие федерального закона в будущем ограничится лишь 11 городами — участниками футбольного чемпионата. Если произойдет обратное, то вряд ли это положительно повлияет на деятельность хостелов.

Даешь, молодежь!

Как видим, развитие нового для воронежской экономики сегмента не проходит без трудностей. И вряд ли его перспективность и неосвоенность можно использовать как девиз Цезаря «Пришел, увидел, победил». Но у руля большинства проектов хостелов стоят молодые, амбициозные и готовые к «крутым спускам» люди. И это, по крайней мере, говорит о том, что просто так они не сдадутся. 

Справка

Как еще можно заработать на хостелах?

Аяз Шабутдинов — молодой ижевский бизнесмен, владелец 2 хостелов Like Hostels в Ижевске (скоро откроется 3-й). По словам Аяза, его самый прибыльный хостел в месяц приносит 70 тыс. рублей. Помимо этого Шабутдинов сумел создать франшизу, которую уже купили в 43 городах России и за ее пределами. Стоимость франшизы — 75 тыс. рублей вне зависимости от города или страны. «Мы даем пакет документов, где описываем, как и на каких условиях необходимо открывать и развивать хостел. Плюс папки с необходимыми договорами. Покупать франшизу нужно для того, чтобы сэкономить сотню тысяч рублей. С нами работает команда профессионалов — это финансовые аналитики, юристы, бухгалтеры. Одна только работа дизайнеров по составлению брендбука, по составлению сайта, логотипа стоит тех денег, которые платятся за франшизу. В общем, за 75 000 рублей вы покупаете готовую бизнес-модель», — говорится в сообщении Like Hostels.

Автор: Анастасия Давыдкина.


Комментарии