15 Октября 2013 года, 17:07

У воронежского аэропорта новый инвестор — финансовая компания «Аксиома».  Как это изменение отразится на экономике региона? Анализируем по методике SWOT-анализа.

Материал журнала De Facto за октябрь 2013 г.

 1.        Сильные стороны

  • Теперь географическое положение становится конкурентным преимуществом Воронежской области

На просьбу рассказать о плюсах расположения в Воронежской области аэропорта все эксперты первым пунктом называют ее географическое положение: самый центр Черноземья, недалеко граница с Украиной и с 6 регионами России. Генеральный директор компании «Вездевоз.ру» Михаил Мануковский озвучивает общую точку зрения:

— С такой географией сам Бог велел развивать и усиливать авиа- и транспортное сообщение в регионе. Спрос будет всегда

  • С помощью лоббистских возможностей нового инвестора есть шанс привлечь федеральные субсидии в Воронеж

Основатель финансовой компании «Аксиома» Сергей Журавлев является депутатом Госдумы. Именно это может помочь региону, считает заместитель коммерческого директора авиакомпании «Руслайн» Владислав Жуков:

— С помощью Журавлева Воронежская область может рассчитывать на федеральные субсидии на модернизацию аэропорта. А это, к примеру, новые рабочие места.

  • Регион привлекателен для новых авиаперевозчиков с их инвестициями

— Я точно знаю, что некоторые крупные авиаперевозчики хотят зайти в Воронеж. Но раньше это было невозможно из-за политики прежних владельцев аэропорта и его неприспособленности принимать все виды самолетов. У нового инвестора есть рычаги для привлечения крупных операторов рынка: не только экономические, но и политические, — говорит Жуков.

Это, в свою очередь, может означать приход дополнительных инвестиций в регион.

2.       Слабые стороны

  • Ориентация аэропорта на интересы одной авиакомпании пока снижает привлекательность актива для прихода в регион новых перевозчиков

— Ни для кого не секрет, что «Воронежавиа» был карманным аэропортом для одной-единственной компании — «Полет», — рассказывает Владислав Жуков. — Из-за этого в структуре аэропорта был произведен ряд существенных изменений — например, расформирована техническая служба. Перед взлетом самолеты обслуживались техниками «Полета», что создавало дополнительные трудности и расходы для других авиакомпаний. Также терминалы и взлетно-посадочная полоса аэропорта не предназначены для приема крупногабаритных самолетов и большого количества пассажиров, они заточены под самолеты компании «Полет». В сегодняшнем состоянии «Воронежавиа» способен принимать только нерегулярные рейсы с числом пассажиров не более 50 человек, — резюмирует Жуков.

Эксперт считает, что изменение такого положения вещей займет немало времени, что значительно снижает возможности Воронежской области стать серьезным логистическим узлом.

  • На реконструкцию взлетно-посадочной полосы нужны большие инвестиции, которых нет в региональном бюджете

Завкафедрой «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог» ­ВГАСУ Владислав Подольский отмечает: чтобы принимать все виды самолетов, аэропорту необходимо модернизировать взлетно-посадочную полосу. Но сделать это будет затруднительно:

— Для соответствия международным стандартам полосу нужно удлинять, но некуда: с одной стороны река, с другой — трасса М4 «Дон». Выход из этой ситуации — дорогу увести в туннель, а полосу пустить над ней. Такое разделение необходимо уже сейчас, потому что близкое соседство с аэропортом и постоянные взлет-посадка над оживленной дорогой создают реальные аварийные ситуации. Но реализация многомиллиардного проекта транспортной и авиаразвязки может занять от 2 до 5 лет, при этом вряд ли в региональном бюджете есть такие средства.

  • Экономика региона не сможет обеспечить постоянный трафик пассажиров и грузов

Руководитель проекта «Финамаэро» Александр Захаров рассказывает, что основной и главной проблемой всех аэропортов в Центральной России является низкий уровень жизни населения и неспособность экономики создать регулярный поток грузов.

— Не могу назвать ни одного города, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга в европейской части страны, где бы аэропорт реально работал, а не влачил существование от рейса до рейса. Недавно власти с большой помпой пытались раскрутить ярославский аэропорт: много денег потратили на модернизацию, а в самолетах по-прежнему 1-2 пассажира, у жителей нет средств на авиаперелеты. Другая ситуация: аэропорт хотели сделать логистическим подразделением крупной компании, по такому пути пошла «Северсталь» в Череповце. Но после прекращения дотаций идея тоже провалилась. Аэропорт не супермаркет, он не может работать в отрыве от авиакомпаний. Но тут получается замкнутый круг: для привлечения воздушных перевозчиков нужны низкие портовые сборы, а их можно добиться только большим трафиком пассажиров и грузов. Но экономика Воронежской области не может обеспечить ни первого, ни второго. Не зерно же самолетами возить!

3.       Возможности

  • Ориентация на грузопотоки с юга позволит построить в Воронеже современные складские площади

Заместитель гендиректора транспортной компании «ДНЛогистик» Светлана Кутищева считает, что транспортные потоки, идущие с Украины и с юга в Москву и обратно, можно переориентировать на наш аэропорт.

— Через регион ежедневно проходит огромное количество грузов. Сейчас они транзитные, но если задействовать аэропорт, то его можно сделать не только перевалочным пунктом, но и большим логистическим центром. Это позволит перевести на качественно новый уровень всю логистическую систему региона: построить новые склады и увеличить транспортный парк, обеспечив таким образом взаимопроникающее влияние аэропорта и местных логистов друг на друга.

Директор по развитию транспортно-экспедиционной компании «Ланкс» Андрей Андреев считает, что главной целью аэропорта как логистического узла станет доставка грузов в отдаленные регионы страны:

— Главное преимущество самолетов — срочность доставки груза. На относительно небольших расстояниях, как от Воронежа до Москвы, оно теряется. Груз «идет» один день что по воздуху, что по земле. Но если налаживать логистическое сообщение с востоком или югом страны, то аэропорт способен выполнять задачи транспортного узла.

  • Создание транспортной инфраструктуры, которая поможет в решении проблемы пробок в городе

Владислав Подольский рассуждает, что если через аэропорт будет проходить большое количество пассажиров, то пропускной способности существующей на данный момент транспортной инфраструктуры не хватит. Нужно строить несколько новых подъездов, что поможет разгрузить трафик в правобережной части города и на окружной.

— У меня есть голубая мечта — пустить аэроэкспресс от железнодорожного вокзала «Воронеж-1» до аэропорта. Им могли бы пользоваться не только пассажиры, но и простые жители, добирающиеся в центр на работу.

На сегодняшний день, по данным сервиса «Яндекс. Пробки», от центра города до аэропорта «Воронежавиа» пассажиры могут добраться за 40 минут. Это один из самых продолжительных путей в регионах, где есть авиасообщение, утверждают специалисты сервиса.

  • Развитие в регионе новых производств

Воронежский аэропорт может принимать не только большие суда, но и малую авиацию. Член президиума Федерации спорта любителей авиации Владимир Голобурдин рассказывает, что организация в скором времени планирует запустить в промышленное производство на мощностях ВАСО чешские самолеты BRISTELL NG-5. И они вполне могли бы летать с «Воронежавиа».

— Для Европы и Америки пассажирская малая авиация — норма. Там самолеты перевозят людей и грузы на сверхкороткие расстояния в пределах одного региона. В 70-е годы в Воронежской области тоже была такая практика — люди путешествовали в районы на самолетах. В принципе и сейчас есть ресурсы, чтобы возродить эту практику. Но вряд ли полеты будут пользоваться большой популярностью у жителей: цена авиационного бензина в 4-5 раз выше, чем автомобильного. Самолетное такси может быть востребовано у предпринимателей, которым срочно нужно добраться в отдаленный район или перебросить ценный груз, — рассказывает Голобурдин.

4.       Угрозы

  • Соседний аэропорт в Белгороде переманит к себе  потенциальных инвесторов

Владислав Жуков рассказывает, что совсем недавно побывал в модернизированном белгородском аэропорту и был приятно удивлен:

— Уютно, чистенько, внутри здания все грамотно расположено — современный образец регионального аэропорта.

Эксперт утверждает, что активное продвижение белгородского аэропорта может послужить угрозой для планов региона по развитию «Воронежавиа» и оттянуть у него значительную часть трафика.

— Уже сейчас многие авиакомпании заключают договоры с Белгородом, просто потому что воронежский аэропорт не может принимать их самолеты. Думаю, в ближайшее время эта ситуация кардинально не изменится. Деньги в буквальном смысле пролетают над Воронежской областью, — говорит Жуков.

  • Судебные конфликты между акционерами затянут реализацию возможностей для региональной экономики

Миноритарий, компания «СекюритизИнветГрупп» (СИГ, владеет 35% акций аэропорта), подал иск в арбитражный суд Воронежской области на «Воронежавиа» и «ЮниКредитбанк». Из документов суда следует, что СИГ пытается признать недействительным первое собрание акционеров после прихода «Аксиомы». На нем акционеры «Воронежавиа» одобрили внесение дополнений в условия 2 сделок, датируемых 2011 годом. Речь идет о договоре ипотеки и связанном с ним договоре залога по кредитной линии лимитом в 50 млн рублей, открытой «ЮниКредитбанком» на 3 года на реконструкцию аэровокзала. Развитие этого конфликта освещает в режиме онлайн интернет-портал De Facto (www.facto.ru.)

Также СИГ распространила открытое письмо, в котором обвиняла мажоритарного акционера в попытке вывода имущества аэропорта по заниженной цене. Представители «Аксиомы» отказались от комментариев к этому материалу.

Светлана Кутищева считает, что такие судебные разбирательства могут продолжаться долго и непрогнозируемо:

— Истцы могут препятствовать модернизации «Воронежавиа», ведь, по сути, одним из предметов спора является само здание аэропорта.

Иными словами, неопределенность с судебным разбирательством может поставить на паузу реализацию тех возможностей для региона, о которых говорилось выше (см. разделы «Сильные стороны» и «Возможности»). 

Автор: Людмила Байдерова

Как смена акционера аэропорта повлияет на его потребителей — авиакомпании и пассажиров? Об этом читайте в ближайших номерах журнала De Facto.


Комментарии