9 Сентября 2013 года, 14:47

Управляющий воронежским торговым залом «Метро Кэш энд Кэрри» Сергей Коноплев считает, что многим торговым сетям невыгодно предлагать покупателям расплачиваться банковской картой:

— Проценты за транзакцию не только варьируются от банка к банку, но и для каждого ритейлера кредитная организация устанавливает свой процент. На конечную сумму отчислений влияют торговый оборот компаний и общее количество транзакций.

Отказ от эквайринга в Воронеже наблюдается не только у продуктовых ритейлеров, но и в ряде других компаний.

Материал журнала De Facto за сентябрь 2013 г.

Глоссарий

Эквайринг (от англ. acquiring — «приобретение») — прием платежных карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг. Осуществляется банком-эквайером путем установки на предприятиях торговли (услуг) платежных терминалов (POS-терминалов).

Банкометатели

Воронежские компании вместе с развитием систем электронных денег заняли 2 разные позиции: активный переход на оплату товаров и услуг по банковским картам (эквайринг) и сознательный отказ от нее. Почему бизнес фактически разделился на 2 лагеря? Давайте рассмотрим тренды подробнее.

Позиция 1. Компании принимают банковские карты для оплаты товаров, услуг, работ.

Председатель предпринимательской организации «Опора Воронежа», владелец торговой сети Сергей Наумов рассказывает, что прошло 2 года с момента, как он установил первый терминал для приема безналичных платежей.

— Сейчас они находятся практически во всех магазинах моей сети, и я очень доволен результатом: у нас в несколько раз возросло число покупателей. Потому что люди все чаще стали пользоваться пластиковыми картами, и у них порой не бывает с собой наличных. А если потребитель, активно использующий безналичный расчет, пришел в магазин за хлебом и не может за него расплатиться, то он уже во второй раз точно не пойдет в это место.

С Наумовым соглашается и совладелец компании «РЕТ» Владимир Колыхалин. Он утверждает, что безналичный расчет не только удобен, но и безопасен:

— Компания, использующая эквайринг, точно знает, что с ее деньгами ничего не случится на пути в банк.

Позиция 2. Компании полностью или частично отказываются от эквайринга. В местном бизнесе сформировались несколько групп, которые идут по такому пути.

  • Продуктовые ритейлеры

Практически во всех супермаркетах сети «Магнит» в Воронеже нельзя за покупки расплатиться пластиковой картой. Кассиры предлагают клиентам либо искать наличные, либо снимать деньги в ближайшем банкомате и оплачивать покупки. Представители компании «Магнит» не смогли рассказать DF о причинах отказа от эквайринга.

  • HoReCa

Читатели DF при подготовке этого материала нередко повторяли один и тот же пример: в кафе и ресторанах часто нельзя расплатиться «пластиком». Но зато везде эта опция для клиентов декларируется! Некоторые даже проверяют рестораторов: когда те предлагают расплатиться наличными, ссылаясь на то, что завис терминал, клиенты говорят: «О'кей, мы подождем». Устройство чудесным образом начинает работать тут же!

Опрошенные нами эксперты называют сферу HoReCa той, где использование эквайринга «не приветствуется». А эксперт банковской сферы региона Михаил Омигов рассказывает, что данная ситуация характерна не только для регионов:

— В Москве на Новом Арбате есть ряд заведений, где уже при входе администраторы сообщают посетителям, что карточки не принимаются.

  •  Автосалоны

В салонах группы компаний (ГК) «Мотор Ленд» желающим приобрести машины нередко предлагают либо использовать банковский перевод, либо вносить наличные. Коммерческий директор ГК Юрий Лобанов считает, что клиенту всегда должен предоставляться выбор:

— Дополнительные услуги или тех­обслуживание человек всегда может оплатить картой. Это удобно. Но при более крупных покупках затраты на транзакцию салон возлагает на клиента. Суммы получаются кругленькими, и большинство предпочитает платить наличными. Но есть и категория клиентов, которые готовы идти на переплату.

Карты, деньги, терминал

По словам экспертов, для компаний, внедривших эквайринг, и компаний, отказавшихся от него, есть 2 группы причин, по которым они выбрали разные варианты оплаты товаров и услуг.

Причины, по которым бизнес внедряет эквайринг

Агрессивная политика банков. Банкир Михаил Омигов рассказывает, что финансово-кредитным организациям выгодно сотрудничать с компаниями, использующими эквайринг, поэтому банки активно, а порой и достаточно агрессивно стимулируют скорейший переход бизнеса на безналичный расчет:

— К любому кредиту для компании обязательно «прикручивается» условие установки POS-терминалов. Если ритейлер отказывается от эквайринга, то не исключено, что его не прокредитуют ни в одном крупном банке.

Постепенный переход населения на платежные карты. В целом по России оборот операций, совершаемых физлицами по банковским картам, вырос за последние несколько лет более чем на 30% и уже превысил 21,4 трлн рублей, сообщает аналитик управляющей компании «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

— По данным Центробанка, 58% россиян имеют карту, — добавляет аналитик финансового сектора независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Екатерина Кондрашова. В Воронежской области эта цифра несколько меньше — 40%, но она будет постепенно увеличиваться. Население распробовало плюсы безналичного расчета: удобство и безопасность, а также скидки и различные бонусные программы.

Возможность безналичного расчета уменьшает издержки компании на инкассацию и увеличивает средний чек до 20%.

— Чтобы передать наличные деньги в банк, компании нужно пройти сложную цепочку инкассации, которая обрастает дополнительными расходами — до нескольких процентов бюджета. Также есть риск, что деньги банально не доедут до банка, не секрет, что инкассаторов иногда грабят, — поясняет Михаил Омигов.

Сергей Наумов рассказывает, что после установки POS-терминалов у него не только увеличился средний чек:

— За два года приема банковских карт наш оборот вырос на 7-10%.

Причины, по которым бизнес не внедряет эквайринг

Компании платят зарплаты в конвертах.

— Если в компании зарплата выдается в конвертах, то руководству намного выгоднее иметь наличные под рукой. Зачем переводить сотрудников на «пластик»? — говорит Омигов.

Да, работодатели не готовы «распечатать конверт». К тому же при этом, по данным Клягина, экономится от 15 до 30 тыс. рублей на установку POS-терминала.

Стоимость каждой денежной транзакции по системе безналичного расчета обходится компании от 1 до 4% от суммы покупки. Максим Клягин рассказывает, что дефицит эквайринга в значительной степени определяется его высокой стоимостью для розничных операторов рынка.

— Стоимость эквайринга пока довольно высока и в среднем может достигать 2-4% от объема транзакции. Это значительно выше уровней, характерных для развитых стран.

Соглашается с этим и генеральный директор автодилера «Автомир 36» Дмитрий Ильин:

— Банки, обслуживающие терминалы, берут проценты с каждой транзакции, плюс нужно отдать часть денег за использование платежной системы. У компаний с небольшим оборотом в общей сложности расходы могут составить до 4% с каждой покупки.

Интересно, что на Западе стоимость эквайринга для ритейлеров другая. Директор воронежского представительства PricewaterhouseCoopers Audit Михаил Фролов рассказывает, что в США отчисления банку-оператору не превышают 1,5%.

— У многих местных руководителей возникает резонный вопрос: «Зачем я должен платить еще и банку, если у меня и так покупают?» — говорит Фролов.

Некоторые потребители используют пластиковые карты, только чтобы снять наличные в банкомате. ЦБ сообщает, что по итогам 2012 года из общего объема безналичных транзакций только около 17% приходилось на долю операций по оплате товаров и услуг. Остальные операции представляли собой cash out — снятие наличных денег. Хотя доля собственно безналичного расчета растет весьма быстро — еще в 2011 году этот показатель составлял только 12%, а в 2010-м — около 9%.

Екатерина Кондрашова считает, что в Воронежской области процент людей, оплачивающих товары и услуги с карты, еще ниже, чем в среднем по стране:

— Он не превышает 10%. Количество ритейлеров с эквайрингом в регионе чуть выше 12-15%. Их количество увеличивается за счет присутствия в городе крупных федеральных сетей.

К тому же в ряде районов Воронежа потребители вообще не пользуются картами.

— Например, в районе ВАИ или на Машмете эквайринг будет невостребован по крайней мере еще пару лет, — рассказывает Наумов.

Туз в рукаве у государства

Отказ бизнеса от эквайринга уже привлек внимание федеральных властей. Сейчас активно обсуждаются несколько законопроектов, которые могут обязать компании внедрить эту систему.

  • В частности, существует законопроект о запрете приема наличных на покупки выше 600 тыс. рублей. Пока он не был принят, потому что парламентарии четко не прописали, на кого ложатся расходы на установку и обслуживание терминалов.
  • А недавно депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Михеев разработал законопроект, согласно которому продавать алкоголь в России можно будет только по банковским картам. Автор законопроекта утверждает, что данная мера позволит лучше контролировать рынок и предотвратить продажу алкоголя маргиналам и несовершеннолетним.

По словам Екатерины Кондрашовой, если в ближайшее время проекты станут законами, то это чревато финансовыми проблемами для ритейлеров. Возможно, даже некоторые из них уйдут с рынка, не исключает эксперт.

Парадоксально, но, похоже, именно государство на текущем этапе развития этого рыночного сегмента сможет изменить доли компаний, использующих и не использующих эквайринг. Будет ли это так, мы узнаем достаточно скоро.

Автор: Людмила Байдерова.


Комментарии