11 Июля 2013 года, 15:39

De Facto продолжает публиковать на портале материалы рейтинга проектов регионального АПК.  

Презентация рейтинга АПК

De Facto продолжает традицию ежегодных рейтингов. Сейчас мы готовим номер печатного журнала, в котором покажем сельскохозяйственный потенциал районов области и региона в целом. Для этого мы заказали исследование, по результатам которого будут составлены 3 рейтинга:

  • рейтинг значимых предприятий АПК на экономику региона;
  • рейтинг самых экзотичных проектов в АПК региона;
  • рейтинг неудачных проектов в АПК региона.

Полная версия проекта выйдет в свет на страницах журнала во второй половине июля.

Как составлялся рейтинг

На 1 этапе ученые разработали критерии оценки

  • влияния предприятий АПК на экономику региона (позитивное и негативное),
  • экзотичности проектов АПК области,

а также определили список наиболее заметных для региона компаний.

На 2 этапе группа экспертов оценила каждое предприятие из списка по заданным критериям и сформировала 3 рейтинга. В группу экспертов вошли руководители следующих структур:

  • крупный воронежский бизнес, присутствующий в районах,
  • банки, кредитующие инвестиционные проекты в АПК,
  • ученые-экономисты воронежских вузов,
  • профильные чиновники и др.

Как знакомиться с рейтингом

Публикации о его участниках представлены в формате: визитная карточка + интервью с руководителем (репортаж с производства).

Визитка проекта содержит в себе краткое описание ключевых параметров проекта, объяснения, почему компания попала в рейтинг, комментарии независимых экспертов и пр.

Интервью с руководителем предполагает беседу не только на тему развития конкретного проекта, но и рассуждения топ-менеджеров о ключевых проблемах и возможностях экономики региона и отдельных ее отраслей (вступление в ВТО, качество пищевой продукции на полках сетей, необходимость протекционизма в регионе и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Визитная карточка участника рейтинга

Участник: Страусиная ферма «Платава»

В какой рейтинг попала: рейтинг самых экзотических проектов АПК региона 

Место в рейтинге: №1

Виды деятельности: Растениеводство, производство кормов, племенное птицеводство, мясное птицеводство, производство яйца, сопутствующей продукции, сельскохозяйственный туризм

В 2010 году питерские инвесторы (имена не раскрываются) зарегистрировали компанию «Платава». На хуторе Дубинин начал реализовываться проект одноименной фермы с объемом инвестиций в 22 млн рублей. В Нижегородской области были закуплены страусы. В 2012 году они дали первый приплод. Сейчас на территорию фермы проведены коммуникации, построены птичник, инкубатор, административно-хозяйственное здание. В планах строительство убойной площадки, комбикормового мини-завода, кафе и 5-7 летних домиков для туристов.

Основные конкуренты  в области, стране, мире

На рынки других областей ферма пока выходить не планирует, в Воронежской области есть еще несколько хозяйств, на которых разводятся страусы, — в частности, в Бобровском районе. Но в случае выхода «Платавы» на проектную мощность она станет практически безальтернативным поставщиком страусиного мяса и яиц на местном рынке.

Почему попала в рейтинг

В Воронежской области раньше в небольших масштабах уже разводился страус. Но «Платава» планирует, что ее поголовье составит 1,5 тыс. птиц (сейчас на ферме 20 птиц основного поголовья и 20 — молодняка). Это будет первый масштабный проект по страусоводству в Воронежской области.

Рынки сбыта: Воронеж

Анна ПОДШИВАЙЛОВА (Ивановская область), руководитель фермы «Шартомский страус»

Спрос на продукцию фермы сформируется через 5 лет

— Думаю, что развитие страусоводческой фермы в Воронежской области очень перспективно. Я сужу так: в предложении и потреблении российский рынок отстает от европейского примерно на 5-6 лет. На сегодня почти в каждой европейской стране есть большое количество ферм с поголовьем более 1 тысячи птиц. Уверена, что через 5 лет такая ситуация вместе с соответствующим спросом будет и у нас. При этом при правильном расположении фермы и наличии хорошего туристического потока проблем со сбытом нет уже сейчас — все разбирают туристы.

В Воронежской области реализуется проект, который способен стать первой в области страусоводческой фермой, не уступающей по оборотам крупным хозяйствам по КРС и свинине.

Развиваться ему приходится при отсутствии сформированного рынка сбыта. Как  будут действовать инвесторы?

 

Все в дело

Генеральный директор страусиной фермы «Платава» Андрей ЖУЙКОВ выделяет несколько причин, благодаря которым разведение африканского черного страуса — хорошая бизнес-идея.

Причина 1. Очень широкий спектр продукции, получаемой от страусов. В продажу идет следующее:

Пищевое яйцо, которое может достигать веса 2 кг. В одном таком яйце «помещается» 30-40 куриных яиц. Стоит оно в России от 500 до 1 тыс. рублей. Страус несется с начала весны по начало осени. Одна самка успевает принести за сезон в среднем 50-60 яиц, иногда до 100.

Повадки страусов мешают фермерам, когда они забирают яйца. Самцы защищают потомство от посягательств. Чтобы получить яйцо, один из работников фермы привлекает к себе внимание самца, второй быстро заходит с другой стороны и забирает яйцо.

Деликатесное мясо. По цвету и структуре напоминает говядину. С одного страуса при забое можно получить до 40 кг мясных продуктов. Стоимость мяса на российском рынке составляет 400-800 рублей за 1 кг.

Птенцы и молодняк. Цены зависят от возраста. По информации руководителя фермы «Шартомский страус» Анны ПОДШИВАЙЛОВОЙ (Ивановская область), птенцы до 1 мес. стоят 6 тыс. рублей, к возрасту 10-12 месяцев они достигают стоимости 30 тыс. рублей.

Кожа страуса для производства одежды и аксессуаров, салонов автомобилей. С одного страуса можно получить до 1,5 м2 кожи стоимостью до 7 тыс. рублей.

Жир страуса.  Используется в 2 направлениях: косметология и фармацевтика, стоит 350 рублей за 100 граммов.

Страусиные перья и скорлупа от яиц используются в производстве одежды или сувенирной продукции. Более мелкие перья благодаря своим антиэлектростатическим свойствам используются при производстве электроники. «Платава» продает перья от 50 рублей за штуку, а полые яйца — за 400 рублей.

Когти и кости страусов используются в производстве пуговиц и застежек.

Роговицы и сухожилия страусов могут быть пересажены человеку.

Также страусиные фермы привлекают туристов.

По оценке Андрея Жуйкова, рентабельность страусиной фермы может достигать 200%. Объем вложений в ферму составил 22 млн рублей.

Причина 2. Низкий объем вложений в инфраструктуру содержания животных.

— Страусы прекрасно живут в нашем климате, — рассказывает Андрей Жуйков. — Они нормально переносят до 25-30 градусов мороза. В кормлении используем ячмень, овес, травы с высоким белковым содержанием.

Для сравнения: чтобы содержать куриц зимой в курятнике, необходимо поддерживать температуру около 17 градусов тепла, что связано с дополнительными вложениями в инфраструктуру и расходами на энергоносители.

Причина 3. Длинный жизненный цикл главного актива. Половое созревание занимает у самцов 4-4,5 года, у самок — 2,5-3 года. Зато они живут до 70 лет, из которых самки производительны в течение 25-30 лет, а самцы — 40 лет. Для сравнения: та же курица живет 7-8 лет.

Причина 4. Благоприятная экологическая обстановка. Экономические проблемы Репьевского района (отсутствие сильных предприятий, расположение в стороне от грузопотоков) стали одной из причиной выбора его в качестве места расположения фермы. Долгое время здесь жили дикие животные, а косули и сейчас приходят на ферму. В наследство от хутора фермерам досталась только асфальтированная, но старая и потрепанная дорога. Бурить скважину и проводить электричество пришлось самим.

— Зато это место находится вдали от трассы, больших потоков машин, гари, шума, — рассказывает Андрей Жуйков. — Сам Репьевский район — это район аграрный, здесь нет тяжелых производств. Ничто не сказывается на качестве нашей продукции.

По ресторанам

Как фермеры собираются выводить на рынок непривычную для Воронежской области продукцию?

На первом этапе «Платава» собирается продвигать свою продукцию через HoReCa. Яйца уже были предложены нескольким ресторанам (названия заведений не раскрываются).

— Это интересное предложение, — рассказывает ресторатор Михаил МЕРКУЛОВ. — Тем более что у нас в принципе не так много экзотических продуктов, а видов мяса вообще раз-два и обчелся. Но в их структуре продаж большую долю будут занимать единичные продажи.

По мнению Михаила Меркулова, «Платаве» не стоит гнаться за количеством заведений. Гораздо важней для продвижения такого продукта продавать его только в проверенные рестораны.

— Если человек попробовал мясо страуса в первый раз, а оно было неудачно приготовлено, второй раз он его может уже и не купить, даже в другом заведении, — объясняет Меркулов. — А если оно будет вкусным, клиент может искать страусиные блюда в других ресторанах.

По мнению Михаила Меркулова, «Платаве» стоить сконцентрировать свои предложения на премиум-сегменте. В нем не только больше сильных поваров, но он также соответствует ценнику на продукцию фермы: 450 рублей за 1 кг мяса и 500-800 рублей за яйцо.

— Для мяса это нормально даже для среднего сегмента, — рассуждает эксперт. — А вот яйцо будет продаваться только в премиум-сегменте. Многие рестораторы в ценнике умножают сстоимость сырья в 3 раза. Блюдо из такого яйца будет стоить 1,5-2,5 тыс. рублей.

На втором этапе продукция «Платавы» может попасть в торговые сети.

— Там, где развито страусоводство, его продукция представлена в сетях, — рассказывает Андрей Жуйков. — Это, например, Московская, Нижегородская области. У нас нет культуры его потребления. Ккогда эта продукция попадет в HoReCa, она начнет формироваться.

По мнению Андрея Жуйкова, при выходе в сети потребуется рекламная кампания, которая будет направлена в первую очередь на аудиторию, ведущую здоровый образ жизни. Страусиное мясо отличается низким содержанием жира (в 8 раз меньше говядины, в 2 раза меньше курицы). Яйцо содержит много витамина E и аминокислот.

— На Западе страус стал популярен именно на волне здорового образа жизни, — рассуждает Андрей Жуйков. — В нашей стране все больше людей, которые платят за качественные продукты.

Как заявляет Жуйков, чтобы соответствовать заявке о качестве, «Платава» не использует химдобавок к кормам.

Страус тоже птица

Фермерский опыт доказал, что страус может жить на Воронежской земле. Но вот сможет ли он здесь продаваться? Проекту предстоит убедить покупателей, что страус тоже птица.


Комментарии