1 Июля 2013 года, 15:06

В последние месяцы для строительного бизнеса резко обострилась ситуация с административными барьерами городских чиновников.

Дольщики без квартир, инвестиции без движения

Ряд компаний из-за действий органов власти испытывает серьезные проблемы. Давайте посмотрим на конкретном примере.

Трехэтажное жилое здание компания «Перспектива» планирует возводить в центре города, за главным корпусом ВГУ. Проект реализуется через жилищно-строительный кооператив «Воронежский государственный университет», куда вступили 35 сотрудников главного вуза региона.

В декабре 2012-го сотрудники «Перспективы» передали на согласование в УГА эскиз проекта здания и рассчитывали получить обратную связь в течение 30 дней. Но, по словам руководителя «Перспективы» Павла Пономарева, документы буквально зависли в МУПе: там на протяжении нескольких месяцев фактически игнорировали просьбы строителей ответить.

Впрочем, в УГА ответ все же дали – вот только спустя почти полгода! В проекте нашли незначительные, как считает Пономарев, недочеты и отправили его на доработку. Строитель уверен, что при повторной подаче ответ будет также отрицательным...

Как рассказали в «Перспективе», задержка на полгода с утверждением эскизного проекта и, как следствие, невыдача разрешения на строительство уже привели к отставанию от графика сдачи объекта на 1 год. И это только если согласовать эскиз прямо сейчас, а у главного архитектора такого желания застройщик не видит. Вдумайтесь: 35 семей преподавателей, для многих из которых покупка квартиры – одно из самых сложных решений за всю жизнь, не могут пользоваться тем, за что исправно платят ипотеку. Складывается впечатление, что УГА, возглавляемое Антоном Шевелевым, вообще не заинтересовано в скорейшем возведении здания.

К чему приводит такая работа чиновников?

Выделим некоторые направления.

Последствия для бизнеса. Как объяснили нам строители, с которыми мы поговорили, полгода (столько уже бездействует «Перспектива) – это губительный срок простоя бизнеса:

– Инвестор купил землю под строительство, возможно, взял для этого кредит. А пока рассматривается эскизный проект, он не может получить прибыль. Если это долевка – тогда у него есть хоть какие-то средства. Иначе – он может просто не расплатиться по кредиту.

Директор компании «Инстрой» Михаил Теплов подчеркнул, что строительство малоэтажек, как правило, ведет малый бизнес. Те, у кого нет денег на высотное строительство. Для малого бизнеса же простой наиболее губителен.

С подобными проблемами сталкивались и другие строители. Так, директор «Парнас-2001» Игорь Мачнев только  махнул рукой: «полгода для рассмотрения эскиза – для Воронежа это уже нормально, и не такое бывает».

– Да, многие предприниматели уже смирились, – комментирует руководитель адвокатской конторы «Рывкин и партнеры» Станислав Рывкин. – Ко мне обращаются с желанием разрешить подобные инциденты, но редко. Многие все же предпочитают умасливать чиновников, не портить отношения.

Хотя, по мнению адвоката, подобные действия являются «противоправными»: по действующей инструкции Госстроя СССР, а также проектным нормам и правилам согласование эскиза должно проходить в течение 15 дней. В отдельных случаях – 30-ти. Но никак не полгода!

– Удлинить сроки может только госэкспертиза, но она не проводится для зданий в три этажа и ниже, – объясняет Рывкин. – И то, даже при ней максимальный промежуток для рассмотрения – три месяца.

Надо отметить, что строители неоднократно пытались выйти на контакт с первым лицом УГА – его руководителем Антоном Шевелевым. Застройщики хотели аргументировать невозможность срывов сроков проекта из-за его социальной значимости. Но, по их словам, Шевелев на желание предпринимателей найти общий язык не откликнулся.

Как и не откликнулись его подчиненные на просьбы корреспондентов DF соединить с Шевелевым по рабочему телефону, чтобы прокомментировать всю ситуацию: в УГА нам отвечали отказом.

Для региона. Одно можно сказать точно: не стоит удивляться тому, что Воронеж продолжит в различных рейтингах инвестиционной привлекательности занимать места в хвосте, а бизнес из других регионов посматривать на город с опаской.

Кроме того бездействие чиновников плохо соотносится с распоряжением губернатора Алексея Гордеева серьезно сократить сроки выдачи разрешительной () документации:

– Где справку можно выдать за 5 дней, пусть дают за 5 дней, где за 10 – за 10. Но нарушения регламента должны становиться предметом служебного расследования. Что это за сроки – два года согласовывают!

Судя по всему, инициатива первого лица региона прошла мимо УГА и его руководителя.

Черепашьи бега

Пример с домом для преподавателей характерен для Воронежа в целом. Эксплуатационно-техническая документация: ее получение стало настоящей бедой для местных строительных компаний. Можно выделить 4 основные проблемы, которые портят кровь застройщикам.

Проблема 1. Наличие лишних процедур. 1,5 года назад Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) проводило анализ доступности получения разрешения на строительство в городах России. Воронеж оказался на 3-м (!) месте по количеству процедур, которые должен пройти застройщик.

– В Воронеже слишком много избыточных процедур при получении разрешения на строительство, – рассказывает директор СРО «Строители Воронежской области» Сергей Морозов. – Например, для того, чтобы предпринимателю выдали какой-либо документ, касающийся строительства, в кабинетах городских чиновников его часто просят принести справку о том, что он добросовестный налогоплательщик. Это не предусмотрено никаким законодательством и не имеет никакого отношения к получению разрешительной документации! Но если ты не принесешь эту справку, тебе ничего не дадут. И строителю приходится тратить дополнительное время, чтобы ее получить.

Один из владельцев строительных компаний Воронежа (занимается как высотными зданиями, так и малоэтажным строительством) согласился побеседовать только на условиях анонимности. Узнав о «преподавательском доме», он обратил внимание DF, что по Градостроительному кодексу РФ в перечне необходимых документов для получения разрешения на строительство эскизного проекта вообще НЕТ!

– Это чисто воронежская придумка, – прокомментировал эксперт. – Вообще в Воронеже к утвержденному на федеральном уровне пакету документов добавили еще 10-15% дополнительных. Думаю, каждый догадывается, зачем.

Проблема 2. Даже те процедуры, которые являются обоснованными, в Воронеже слишком затянуты и непрозрачны.

– В 2012 году мы вместе с представителями других строительных союзов области и ДСК рассмотрели три варианта получения земли застройщиком и определили сроки, которые в этих случаях занимают необходимые процедуры, – рассказывает директор «Союза строителей города Воронежа» Леонид Стрельников. – Мы сравнили сроки, установившиеся в Воронеже, со сроками, которые есть федеральном законодательстве, в частности, в Градостроительном кодексе.

Сравнение показало:

  • В случае приобретения застройщиком права на земельный участок на аукционе или права заключения договора аренды земельного участка (для точечной застройки), находящегося в государственной или муниципальной собственности, прохождение необходимых процедур занимает в Воронеже 227 дней. По федеральному законодательству этот срок установлен в 152 дня.
  • В случае приобретения застройщиком права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, для его комплексного освоения в Воронеже он затратит на разрешительные процедуры 578 дней. По федеральному законодательству предусмотрено 277 дней.
  • В случае если права на земельный участок получены застройщиком по иным основаниям, не на аукционе, например, он ведет строительство на собственном участке земли, который получил 5-10 лет назад, процедуры займут 682 дня. А если привести их в соответствие с федеральным законодательством, то они будут отнимать 351 день.

Проблема 3. Наличие мощного строительного лобби. Член комитета по коммунальному хозяйству и строительству Воронежской облдумы Николай Булавин считает: затягивание процедур происходит из-за того, что строительные компании-гиганты влияют на структуры, подписывающие документы. Они «душат» малоэтажное строительство и малый строительный бизнес.

Проблема 4. Отсутствие дифференциации при получении документации на различные объекты. Анонимный источник DF из строительной сферы возмущен тем, что те, кто возводит малоэтажки, должны предоставлять такой же пакет документов, как и те, кто будет застраивать высотками целые кварталы:

– Никаких льгот в этом плане! Напротив, по постановлению Администрации города Воронежа №650, строго ограничиваются размеры возводимого здания. Выходит, ты должен заплатить 25 миллионов  за землю в 10 соток, и построить на нем здание, занимающее всего 5 соток  высотой в три этажа. Да при этом еще и согласовывать документы год.

Тема №1

Снижение и ликвидация бюрократических барьеров на строительном рынке – это тема №1 для строительного бизнеса, и мы, как деловое СМИ, считаем, что она нуждается в постоянном освещении. Поэтому De Facto продолжит следить за ситуацией на рынке и конкретно за деятельностью УГА и его руководителя Антона Шевелева. Искренне надеемся, что поводов к тому, чтобы

  • застройщики простаивали без работы,
  • государство недополучало результаты строительного рынка,
  • а потребители, заплатившие за жилье, заселялись в квартиры с огромным опозданием,  

в ближайшем будущем станет гораздо меньше.

 

Авторы: Артем Сокольников, Дмитрий Дробышевский, Наталья Андросова, Андрей Филоненко


Комментарии