13 Июня 2013 года, 20:37

Воронежские предприниматели, обменяв в 1996 году партию майонеза на несколько бочек селедки, смогли к сегодняшнему дню занять значительную долю местного рынка производства и продаж замороженной рыбопродукции и выйти в несколько регионов страны.

Как все начиналось

Замгендиректора компании «Синтез» Александр Грибанов с ностальгией вспоминает, как он с партнерами начинал бизнес:

– Решили торговать и закупили майонез. Но не пошло, поэтому обменяли его на сельдь и сумели продать продукт в «Центрторг». Так и завертелось.

Можно сказать, что в конце 90-х предпринимателям повезло – удалось приобрести активы старого птицекомбината на Краснознаменной, выпускавшего с 1953-го яичный порошок, далее – постепенно перевооружить предприятие и вывести в торгово-производственную компанию в лидеры продаж на воронежском рынке. Например, на сегодня, по оценкам самого Грибанова, «Синтез» занимает около 30% в общей структуре продаж сельди в регионе.

Что представляет собой компания сейчас? Давайте посмотрим.

Активы

Сейчас бизнес воронежцев построен не только на глубокой заморозке пищевой продукции, но и на бакалейной группе, требующей сухого складирования, выпуске пресервов, оказанию логистических услуг и пр. Среди активов «Синтеза» – цеха по солению, копчению и вялению рыбы, икорный цех, помещение для предпродажной подготовки продуктов, сеть магазинов «Синторг» и т.д.

Регионы присутствия

Компания представлена в 8 городах России, в том числе и там, где традиционно сильна протекционистская политика местных властей. Например, в Белгороде и Старом Осколе, также «Синтез» есть в Липецке, Тамбове, Ростове, Курске, Краснодаре, Шахтах. Там в основном сосредоточены торговые подразделения.

– «Синтез» представлен в наших сетях. Причем сначала они поставляли нам пресервы, а сейчас мы расширили сотрудничество до поставок готовой рыбной продукции, и компания входит в пул из 5 наших поставщиков, – говорит директор сети «Центрторг» Сергей Кастрюлев. – Сейчас, как я могу судить, они активно открывают собственные магазины. Это может сказаться на их отношениях с некоторыми сетями, но лично мы продолжим сотрудничать с их оптовым подразделением.

Технологии

В цехах предприятия установлено иностранное оборудование, приобретенное на заемные деньги. Контроль над производственным процессом с его помощью осуществляется в режиме онлайн. При этом на использование новых технологий в «Синтезе» накладывают исконно русские методы приготовления. Как рассказывают на предприятии, чем медленнее солится рыба, тем больше вкусовых качеств она приобретает. Можно высолить семгу минут за 20, если нанести много соли на тоненький кусок рыбы, но тогда не получится вкусового букета, который будет у нее за 12 дней созревания. Жировые продукты не сразу «отдают» все свои вкусовые качества.

Маркетинг

В этом направлении «Синтез» пытается найти нестандартные для рынка решения. Например, работает с выбором потребителей непосредственно в точках продаж. Часто покупаемая к застолью сельдь в баночках имеет неприятное для покупателей свойство: круглые баночки с рыбой – всегда в масле, и потребителям приходится искать в магазине целлофановый пакет, чтобы не запачкаться и донести сельдь до кассы. Маркетинговым решением компании стало внедрение на линии контроля качества дополнительного этапа. Упакованная продукция попадает на мойку, и баночки выходят с линии сухими и чистыми.

Вспомогательный ресурс

Одной из основ бизнеса «Синтеза» являются кредитные ресурсы. По данным компании, соотношение собственных и заемных средств на сегодня составляет 60% на 40%.

– Мы не боимся брать в долг, как некоторые предприниматели. Просто делаем все надежно: заработали – решаемся на кредит, – поясняет Грибанов.

Сейчас у компании открыта восполняемая кредитная линия в Центрально-Черноземном банке (ЦЧБ) Сбербанка России на 300 млн рублей. 110 млн из них уже вложено в реконструкцию активов на производственной площадке на Краснознаменной.

– Конечно, правильнее было бы построить новое производство на чистом месте с нуля. Переоборудование гораздо затратнее, чем планировка и строительство нового предприятия, – считает руководитель ассоциации рыбных производителей КАРП (Курск) Сергей Афанасьев. – Но для этого необходимы были мощные инвестиции сразу на старте проекта, нужно сразу просчитать все параметры. В условиях, когда бизнес не может сразу привлечь большие средства, освоение старого актива – возможность быть более гибкими и двигаться шаг за шагом, развиваться цех за цехом.

По словам Грибанова, именно наличие кредитного партнера в лице ЦЧБ дважды спасло компанию во время кризисов в 1998-м и 2008-м. Заемные деньги помогли не распродать быстро складской запас, поддерживая его на приемлемом уровне и обеспечивая запланированные продажи в течение кризиса. В тот момент важно было как раз сохранить заполненные склады, потому что поставщики из других регионов «были на грани банкротства», распродавая сырье по бросовым ценам и на следующий день не имея возможностей пополнить свои запасы.

– У потребителей кризиса не было – рыбу едят всегда, – говорит Грибанов.

По словам руководителя, «воздушных замков в сложное время не строили» и надеялись, что ставки по кредитованию будут «адекватными». Так и произошло, и сейчас «Синтез» продолжает развивать сотрудничество с ЦЧБ, которое началось еще 15 лет назад.

Соглашаются с выбором такого пути и другие участники черноземного рынка:

–  В целом рынок сейчас растет незначительно: все ниши заняты. Основные продажи делают сети, а доля небольших магазинов падает. В таких условиях выигрывать конкуренцию и оставаться на рынке будут только крупные поставщики, которые смогут удовлетворить запросы сетевиков. Поэтому важно развиваться сейчас с поддержкой инвесторов или кредитными ресурсами.

Похоже, что дорога, которую выбрал «Синтез» как раз отвечает таким требованиям. Теперь важно продолжить отношения с кредитным партнером и не бояться рисковать.


Комментарии