10 Июня 2013 года, 10:15

Администрация Екатеринбурга. Комитет по товарному рынку. Телефонный звонок. На том конце провода интересуются свободными складскими помещениями под пиломатериал. Действия клиента через администрацию неслучайны: учет складских помещений ведется через этот комитет. Ответ: «Свободных складов нет. Попробуйте обратиться в Уральскую логистическую ассоциацию, возможно, помогут. Но, насколько нам известно, все занято. Спрос очень высокий». Это при том, что в Екатеринбурге 1 млн 300 тыс. м2 складских помещений, в том числе 650 тыс. м2 классов А, В (для сравнения: в Воронеже чуть более 315 тыс. м2). Если такой объем складских помещений логоператоров занят, значит, в регионе развита логистика? Выяснить это в Екатеринбург отправился корреспондент DF.

Материал опубликован в июньском номере журнала De Facto.

Уральская арифметика

Чтобы судить об уровне развития логистики в Екатеринбурге, посмотрим, соответствует ли город основным показателям логистического узла (подробнее о критериях см. материал «Эксперты: регион упускает свой логистический потенциал»).

Наличие развитых транспортных коммуникаций. От Екатеринбурга до Челябинска 230 км, до Тюмени — 300. С этими и другими столицами близлежащих областей Екатеринбург связан сетью автомобильных дорог, как считает президент Уральской логистической ассоциации Сергей Шавзис, достаточно хорошего качества. В самом Екатеринбурге дороги, правда, так же, как у нас, изрядно «залатаны». Но их качество в отличие от Воронежа примерно одинаково и на центральных улицах, и на периферии, что позволяет екатеринбуржцам водить достаточно агрессивно — видеорегистраторов по городу почти нет. Помимо автодорог развито авиасообщение: екатеринбуржский аэропорт отвечает современным стандартам, принимает самолеты большой вместимости.

Крупные терминалы с географической привязкой к путям сообщения. Общая площадь складских помещений в Екатеринбурге — 1 млн 300 тыс. м2. Среди них крупные складские помещения (по 100 тыс. м2) в новом логопарке (комплекс крупных терминалов под контролем различных логоператоров). Для сравнения: площадь складов, занимаемая такой крупной торговой сетью, как «Ашан», в одном городе составляет около 30 тыс. м2.

Постоянный и большой грузопоток, в т. ч. и транзитных грузов. Этот критерий также выполняется прежде всего благодаря выгодному географическому положению.

Наличие большого количества торговых площадей, формирующих спрос на грузы. В Екатеринбурге действует (данные на 1 января этого года) 1 тыс. 532 оптовых предприятия. За 2005-2012 годы введено в эксплуатацию 720 тыс. м2 торговых площадей. По словам представителей комитета по торговому рынку, по этим показателям Екатеринбург превышает все расположенные рядом сопоставимые города.

Выходит, по критериям Екатеринбург вполне соответствует параметрам крупного логистического узла. Что обозначает такой уровень развития логистики для бизнеса (клиентов логистических компаний) и региона?

Для бизнеса 

В Екатеринбурге показателен пример TransBestService (входит в группу компаний «Гала-центр» — оптового дистрибьютора хозяйственных товаров преимущественно китайского производства). Управляющий офис «Гала-центра» находится в Москве, но выстраивание логистики ведется из Екатеринбурга. В большей степени для решения логистических вопросов и создан TransBestService. Его руководитель Андрей Стариков встречает меня в офисе в одном из самых престижных бизнес-центров Екатеринбурга — «Онегине». Кстати, уровень развития бизнес-центров в целом по Екатеринбургу показался мне выше, чем по Воронежу. В объектах класса А+, по словам местных бизнесменов, офис можно снять за приемлемые деньги — все зависит от политики управляющей компании. Но припарковаться возле многих так же, как и у нас, проблема. Зато большинство имеют многоуровневые подземные парковки.

— Арифметика простая, — говорит Андрей. — Из Москвы в Екатеринбург машина стоит 60-70 тысяч рублей. Из Екатеринбурга в Москву — 30 тысяч. Из Китая примерно одинакова доставка товара в эти города. Поэтому гораздо выгоднее привезти из Китая в Екатеринбург и отсюда вести дистрибьюцию.

Андрей рассказывает, что затраты на доставку товаров в Приволжский округ и даже в Воронеж (ЦФО) из Екатеринбурга обходятся почти в 2 раза дешевле, чем из Москвы, несмотря на увеличение расстояния. Также часть распределения идет из Новосибирска. Однако сравним: там у компании всего 6 тыс. м2 арендуемых складских помещений, а в Екатеринбурге — 25 тыс. м2.

— Здесь есть нужные площади складов класса А. Большое количество экспедиторских компаний, которые мы берем на субподряд. Мы предпочитаем покупать услугу не в комплексе, а иметь выбор и дробить задачу по доставке на мелкие звенья. Так можно снизить стоимость доставки товара почти на 15%.

Для региона

Развитая логистика дает возможность Екатеринбургу бороться за статус особой экономической зоны (этот статус может быть присвоен благодаря тому, что в город стекается большое количество транспортных потоков). А это, в свою очередь, ряд таможенных льгот. И здесь уже обратная связь — увеличение товарооборота, приток денег в экономику региона и, соответственно, в бюджет.

— Можно посмотреть на примере логистической компании LogInUral, — предлагает Сергей Шавзис. — 134 рабочих места. Налоги. Плюс до того, как склад арендуется логоператорами, девелопер вкладывает в него около 300 миллионов рублей — эти деньги вкладываются в местную экономику. В регионе обновляется инфраструктура: часто девелоперы инициируют строительство дорог к складским помещениям. Например, та, по которой мы с вами поедем в логопарк. Инвесторами было построено 2 км дороги. Плюс осушение почв. Обратите там внимание на землю, где ведется строительство новой очереди складов. До этого там было болото.

Преимущества от развития логистики для региона и бизнеса налицо. Как в уральском городе удалось достигнуть такого уровня в этой сфере?

Элементарно, Ватсон!

Рассмотрим основные причины, благодаря которым Екатеринбургу удалось добиться высокого уровня развития логистики. На наш взгляд, их можно разделить на 3 большие группы.

Группа первая. В регионе сформировались условия для создания качественной логистики

Причина № 1. Большие объемы торговли, сосредоточенные в Екатеринбурге, сформировали устойчивый спрос на услуги логистических компаний. Проезжая по Екатеринбургу, трудно не обратить внимание на высотные бизнес- и торговые центры (самое высокое здание — бизнес-центр «Высоцкий» — 54 этажа, с последнего из которых я наблюдала панораму города, более компактного по размерам, чем Воронеж, но вмещающего 1,5 млн жителей благодаря высотному жилому строительству), количество магазинов. За покупками в Екатеринбург приезжают со всего Урала: я обратила внимание, что около половины номеров на автомобилях у торговых центрах не свердловские. По объемам розничной торговли на душу населения, как рассказывают в комитете по товарному рынку, Екатеринбург превышает большинство городов-миллионников:

  • Омск — 45 тыс. рублей,
  • Ростов-на-Дону — 70,
  • Казань — 76,
  • Екатеринбург — 108.

Причина № 2. Развитая автомобильная сеть. Об этом мы подробно говорили, когда перечисляли факторы развития логистического узла.


Причина № 3.
Выгодное географическое положение. По информации логистов, оптимальное логистическое плечо — 2-2,5 тыс. км. Как раз 2 тыс. составляет расстояние от Екатеринбурга до Москвы. При этом транспортные потоки идут с востока на запад и наоборот. Восточная точка, до которой целесообразно осуществлять прямые поставки, — Новосибирск — 1,6 тыс. км. Это близко к оптимальному показателю логистического плеча.

Группа вторая. Действия администрации, которая решила реализовать логистический потенциал

Особенность развития логистики на Урале: стремления бизнеса во многом совпали с политикой администрации. Поэтому мы будем рассматривать становление Екатеринбурга как логистического центра через комплексные действия обеих сторон. Обозначим основные этапы.

Этап 1. В середине 90-х Свердловская область вступила в борьбу за право получить статус пункта второго европейского транспортного коридора (вхождение города в транспортный коридор дает ряд преференций в организационно-правовых и финансовых условиях осуществления перевозок). Развитие транспорта и инфраструктуры было объявлено одним из направлений в стратегическом плане развития Екатеринбурга. При разработке генеральной схемы города были выделены зоны, которые отводились под объекты транспортной инфраструктуры. Например, сейчас подходит к завершению строительство логопарка в Верхней Пышме.

Этап 2. В 2002 году совместно областным правительством, городской администрацией и компаниями «Урал-Контейнер» и «Лорри» (позже эти компании стали учредителями Уральской логистической ассоциации) был создан Евроазиатский международный транспортный логистический центр. Это управляющая компания, действия которой направлены на привлечение инвестиций в логистические проекты (прежде всего строительство складов). Благодаря этому центру был построен складской комплекс категории А в 130 тыс. м2, контейнерный терминал для переработки 150 тыс. контейнеров в год и сопутствующая инфраструктура. Также при участии компании был построен логопарк (200 тыс. м2) на внешней границе кольцевой дороги Екатеринбурга.

Этап 3. 2009 год — создание Уральской транспортной логистической ассоциации. С этого момента действия городской администрации и ассоциации стали осуществляться в комплексе.

Группа третья. Активность логистической ассоциации

Как мы увидим, она наладила тесную работу с властью и добилась синергетического эффекта от взаимодействия бизнеса и власти. Во многом этот фактор стал решающим. Без него вряд ли бы сыграли столь большую роль все вышеперечисленные причины. Эту работу рассмотрим подробнее.

Не отклоняясь от курса

Сегодня ассоциация держит под контролем 25% складских помещений города, в ее состав входит доминирующий автомобильный перевозчик («Лорри» — более 500 автопоездов), значимый контейнерный оператор («Урал-Контейнер» — 30% рынка в своей сфере), Союз автотранспортных предпринимателей Свердловской области (90% транспортных средств, обслуживающих пассажирские перевозки), Урал-ТрансТелеКом (крупнейший строитель систем связи) и другие. Всего в Екатеринбурге 6 основных логистических компаний (следует пояснить, что имеются в виду полноценные логистические компании, а не занимающиеся только экспедированием — см. глоссарий). 5 из них местные (солидная доля, по мнению экспертов). При этом 2 компании являются членами Уральской логистической ассоциации (LogInUral и «Эй Би Лоджистик») и по объемам складских помещений занимают около 45% рынка.

Рассмотрим более подробно направления деятельности ассоциации.

Направление первое. Взаимодействие с властью. Сергей Шавзис считает главной целью ассоциации лоббирование интересов ее участников, выступление в качестве посредника, рупора от бизнеса к власти. От офиса ассоциации можно за 10 минут пешком добраться до администрации, и Сергей Шавзис совершает такие «прогулки» если не ежедневно, то очень часто. В автомобиле по пути в логопарк Шавзис рассказывает о том, как они борются за снижение налогов для грузоперевозчиков:

— Если екатеринбургская компания приобретает транспортные средства экологического класса выше «Евро 3», то получает скидку по транспортному налогу и налогу на прибыль в их областных долях. Но это норма действует только для перевозчиков пассажиров. Мы же хотим распространить ее действие на грузоперевозки. Стоит учесть, что в Европу ездят автомобили «Евро 5». Поэтому подобный проект в рамках областного законодательства помог бы нашим компаниям, осуществляющим международные перевозки.

Направление второе. Поиск инвесторов и клиентов. В основном эта работа проводится на выставках и форумах.

— Мы берем пространство под стенды для участников ассоциации «оптом» и благодаря этому получаем скидку в 20%, удешевляем участие для каждого нашего члена, — рассказывает президент ассоциации. — А между стендами мы организовываем переговорную зону.

Разумеется, у меня возник вопрос, как часто этой переговорной зоной пользуются. Иначе говоря, реально ли находят члены ассоциации клиентов на таких выставках? Или подобные мероприятия — лишь показуха и пустые разговоры, как часто бывает?

— Ассоциация проводит мероприятия, где могут собраться и поставщики услуг, и потребители. И мы находили субподрядчиков как раз на таких мероприятиях,— поделился опытом руководитель TransBestService Андрей Стариков. — Это удобно.

Сергей Шавзис также вспоминает свои примеры:

— Филиал таллинского торгового порта «Урал Эст» и филиал компании из Владивостока «Торг-Эксперт» нашли друг друга на выставке «Транспорт, логистика, склад, таможня». Теперь оба — наши участники. Между собой — партнеры. Если от выставки нет отдачи, значит, выбрана неправильная концепция, что-то неверно организовано.

По пути в логопарк Шавзис как раз успокаивал по мобильнику собеседника, волновавшегося, что ему может не хватить места на стенде на следующей выставке — таково количество желающих.

Направление третье. Подготовка кадров для логистических компаний. Уральский институт бизнеса также один из членов ассоциации. Сейчас для него готовится специальный курс по логистике. Для студентов Уральского университета путей сообщения ассоциацией организуются производственные практики. Ассоциацией реализуется проект «Кадровый резерв» — подбор сотрудников для компаний, работающих в транспортно-логистическом сегменте экономики. То есть, по сути, ассоциация берет на себя функции кадрового агентства узкого профиля. Это не входит в прямые обязанности ассоциации. Но Сергей Шавзис считает, что без комплексной работы с кадрами говорить о развитии логистики просто смешно. (Во время этого диалога мне невольно вспомнился пример Воронежа, где всего один факультет только начинает выпускать логистов, и местная ассоциация практически не занимается подготовкой кадров.) Также президент делится планами: создать учебный центр по рабочим специальностям:

— Если не мы, то кто же?! Современные погрузчики должны работать с информационными системами, специалистов такого уровня не готовят. Многие преподаватели оторваны от практики и учат по старинке.

С этим согласен гендиректор LogIn-Ural Эмзар Гимаев. Указывая на группу рабочих в зеленых и оранжевых жилетах, занимающихся разгрузкой подошедшей фуры, он делится нерадостной статистикой:

— 50% приходящих на наши вакансии мы отказываем сразу по разным причинам. Еще 25% отсеиваются в процессе обучения. У нас собственный обучающий курс, по его итогам аттестация. Мы на собственном опыте убеждаемся, что квалифицированных рабочих в сфере логистики очень мало. Поэтому работа ассоциации в этом направлении важна для каждого логистического оператора.

Направление четвертое. Роль посредника между логистическими компаниями и их клиентами. Отвозя меня из гостиницы в офис ассоциации, ее руководитель проектов Виталий Премилов отвечает на телефонный звонок клиента одной из логистических компаний. Тот просит решить возникшее недоразумение с грузом. Такие случаи единичны, но, как правило, для их разрешения обращаются прежде всего в ассоциацию, а не в саму компанию. Посредник пользуется авторитетом! Поэтому состоять в Уральской логистической ассоциации — значит формировать определенный имидж в клиентской среде.

— Членство в ассоциации является для нас неким гарантом, лакмусом добросовестности компаний, — говорит потребитель услуг Андрей Стариков. — При выборе подрядчика из игроков, предлагающих равный продукт, мы делаем выбор в пользу участника ассоциации.

Логистика автоматом

Перечисленные направления деятельности ассоциации, как говорят сами предприниматели, способствуют развитию логистических компаний. На одной из них мне удалось побывать. LogInUral — оператор складских помещений. Чтобы добраться до него, мы проезжаем практически через весь Екатеринбург в город-спутник Верхнюю Пышму. К счастью, пробок в дневное время практически нет: несмотря на сетования местных жителей о непростой дорожной ситуации, мне показалось, что до воронежского транспортного коллапса еще далеко. Возможно, спасают метро и трамваи. Цена проезда — 23 рубля на любом виде общественного транспорта.

Рядом с LogInUral вбивают сваи — строится третья очередь складских помещений логопарка. Напомним, что в регионе складов пока не хватает. Сама же компания располагает 16 тыс. м2. Высота терминалов — 12 м (показатель, близкий к терминалу класса А+).

— Посмотрите на второй ярус вон того стеллажа, — указывает мне Сергей Шавзис. — Специальная техника поднимает оператора наверх. На большинстве складов подъезжают, снимают паллет, ставят вниз, производят необходимые операции, а потом поднимают наверх. Здесь же оператора поднимают на нужный уровень.

Компания одной из первых в Екатеринбурге приобрела систему управления складами Manhattan (общий объем вложений, включая стеллажи, около 47 млн рублей). Благодаря ей часть операций автоматизирована. Например, код товара считывается специальным прибором и по Wi-Fi передается на компьютер. Грузоподъемное оборудование электрическое. Каждая производимая операция регистрируется на сервере в базе данных. Поэтому в любой момент можно быстро определить, какой груз где находится. Сегодня у компании около 35 клиентов самых различных направлений. На стеллажах виднеются стиральные машины, соки, пиво. Удивительно, кстати, несмотря на то что реклама последнего в РФ запрещена, в Екатеринбурге есть магазины, на фасадах которых плакаты зазывают внутрь пенными кружками. Помимо хранения и складской обработки грузов LogInUral занимается доставкой этих товаров от склада до грузополучателя. В арсенале компании 30 транспортных средств грузоподъемностью 4-5 тонн. В день обслуживается товаропоток в 2 тыс. тонн. Компания работает уже 7 лет (на склады я попала ровно за день до очередного дня рождения LogInUral). Вложения уже полностью окупились (обычный срок окупаемости у логоператоров — 3,5 года, но у данной компании он увеличился из-за того, что начало работы пришлось на экономический кризис плюс сказалась сумма затрат на оборудование).

Дорога за горизонт

Дальнейшие действия ассоциации будут направлены на то, чтобы в Екатеринбург осуществлялся прямой импорт — ряд таможенных льгот для региона. Наблюдая за тем, как Сергей Шавзис общается с представителями власти, членами ассоциации, перестаю сомневаться, что со временем и эта цель может быть достигнута. На поездки со мной в логопарк, организацию встреч президент ассоциации тратит весь рабочий день. И несмотря на насыщенную программу, после 7 часов вечера отправляется работать. Харизматичный, профессиональный и настойчивый лидер ассоциации, переживающий за отрасль, — важный фактор на пути к цели.

— А может, и на Воронеж замахнемся? — шутит Шавзис в разговоре с Эмзаром Гимаевым. — Создадим там свою логистическую компанию? Потому что я не понимаю, как склады класса А могут пустовать.

И с ходу начинает излагать концепцию о том, как Воронеж мог бы стать распределительным пунктом для грузов из Украины.

Как патриоту своего города, мне все же хочется надеяться, что развить логистический потенциал Воронежа смогут воронежские компании. Однако визит в Уральскую логистическую ассоциацию заставил меня пересмотреть пословицу: «В гостях хорошо, а дома лучше». 

 

Глоссарий

Логистика — управление транспортными потоками; организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям.

Экспедирование — вид транспортных услуг, связанный с сопровождением и организацией перевозки грузов.

 

Справка

Средняя зарплата по Свердловской области— 26-28 тыс. рублей.

Оптовый товарооборот в Екатеринбурге — 243 млрд рублей.

Источник: администрация Екатеринбурга

 

Автор: Наталья Андросова


Комментарии