4 Июня 2013 года, 10:19

Весной по всей России упали продажи автодилеров. Как этот тренд сказался на воронежском рынке и что будет с его участниками?

Статья опубликована в июньском номере журнала De Facto

— Показатели дилеров на воронежском авторынке зависят от марок, — считает коммерческий директор группы компаний «Мотор Ленд» (дилерство KIA, Volvo, Chery, Jeep) Юрий Лобанов. — Например, KIA как росла, так и растет, а вот у соседей, по слухам, началось падение.

Как подтвердил еще один участник рынка, пожелавший остаться неизвестным, из автомарок, за которыми он следит, рост продаж сейчас действительно показывает только KIA. Эксперт объясняет это «инерцией» от грамотного продвижения, хороших характеристик и популярности марки в России (так, в апреле KIA установила рекорд по продажам своих автомобилей в России — ее дилеры реализовали более 18,3 тыс. машин за месяц).

Заместитель генерального директора по продажам сети дилерских центров «АвтоМикс» (KIA, Opel, Chevrolet, Suzuki) Евгений Квасов отмечает, что среди представленных в компании марок автомобилей более интенсивный рост продаж наблюдается по тем брендам, где маркетинговая поддержка на федеральном и локальном уровнях более активна. А также по тем брендам, где производитель более чутко реагирует на изменения потребностей и структуру спроса, регулярно обновляя имеющиеся модели и пополняя свои модельные ряды новинками.

— Я внимательно слежу за официальными дилерами, потому что от того, как идут дела у них, зависит и наш бизнес, — говорит директор Северного авторынка Юрий Федоров. — К сожалению, в последнее время они находятся в явном кризисе. Их продажи не только не растут, но даже снижаются. При этом если они еще год назад проводили огромное количество акций по продвижению и стимулированию спроса, то сейчас, как кажется со стороны, впали в апатию.

По словам генерального директора «Витесс-Авто» (дилер Peugeot) Вячеслава Захарова, тенденция падения продаж в Воронеже характерна для большинства дилеров. В лучшем случае продажи просто не растут.

— В прошлом году у нас продажи Ford выросли на 11%. Сегодня у нас роста нет, но, если не учитывать сезонных колебаний, нет и падения. Пока остаемся на прошлогоднем уровне, — говорит директор по продажам «Виннер-В» (дилер Ford) Дмитрий Преображенский.

Как рассказал эксперт Игорь Деревякин (специализируется на продажах корейских марок), в январе 2013 года местный рынок автокомплектующих упал на 5%, в феврале — на 20%, а в марте — уже на 25%. В апреле падение замедлилось до 10%.

— Но мы сохраняем сдержанный оптимизм… — говорит эксперт.

По мнению президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры», генерального директора RTDService (Москва) Андрея Петренко, ситуация в Воронеже повторяет общероссийскую — продажи падают.

Почему так случилось?

Почему же в автомобильном бизнесе сложилась такая ситуация? В целом все эксперты сошлись во мнении, что она характерна для всего российского рынка и ее причины лежат на федеральном уровне, но есть и воронежская специфика.

Причины федерального уровня

Причина 1. Удовлетворенность платежеспособного спроса.

— Платежеспособный спрос был удовлетворен уже в конце прошлого года, — рассказывает аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. — В этом году российский автомобильный рынок в лучшем случае сохранит показатели прошлого года, а скорее всего, упадет на 5-7%.

Причина 2. Неоправданные ценовые ожидания клиентов.

— В прошлом году на фоне эйфории от роста российского рынка дистрибьюторы допустили ошибки в планировании, — рассказывает Андрей Петренко. — Исходя из завышенных ожиданий, были заказаны большие партии автомобилей, что привело к затовариванию складов. Чтобы распродать эти объемы в условиях насыщенного рынка, дистрибьюторы и в ряде случаев дилеры начали давать существенные скидки. Отчасти это решило проблему, но глобально ситуацию не изменило. Стоки остаются по-прежнему большими. Ситуация усугубляется еще и тем, что сегодня клиент оказался «избалован скидками» и теперь не готов покупать автомобиль по цене прайса. Многие откладывают покупку, ожидая очередных скидок. Очевидно, сегодня рынок пришел к точке насыщения и ждать прежнего роста в десятки процентов в год не приходится.

Причина 3. Потребители ожидают экономических и политических потрясений.

— На поведение потребителей, конечно, влияет то, что сейчас обсуждается в средствах массовой информации, — рассуждает Андрей Петренко. — Постоянно идут разговоры о возможном кризисе, об отсутствии финансовой стабильности в мире, о росте налогов, о росте ставок по страхованию… Любая нестабильность в государстве ведет к снижению продаж. А машина — это ведь вторая по значимости покупка после дома. К ней готовятся, просчитывают разные варианты, долго думают, прежде чем сделать серьезное приобретение.

Причина 4. Клиенты стали настороженно относиться к кредитованию.

— Ситуация с кредитованием пересекается с волной неопределенности, — продолжает свою мысль Андрей Петренко. — Если в СМИ говорят, что все плохо, человек начинает сомневаться, стоит ли ему сейчас брать на себя кредитные обязательства. Все же помнят историю кризиса, когда люди теряли работу, а банки требовали досрочного погашения кредита.

Причина 5. Снижение платежеспособности потенциальных клиентов.

— Российская экономика вступила в полосу стагнации, в ней все меньше свободных денег, — говорит Игорь Деревякин. — А первая отрасль, которая получает в связи с такими изменениями импульс проблем, — автомобильная. До 90-х годов машина была роскошью, потом средством передвижения. С 2008-го она вновь стала роскошью. Потом на некоторое время ее доступность опять повысилась, но волна снова идет на понижение возможностей покупателей. Роскошью она, может быть, теперь и не будет. Но монополии, ЖКХ, расходы на питание съедают деньги розничных потребителей быстрее, чем человек может откладывать, чтобы накопить 300 тысяч и обновить свой автомобиль.

Наблюдения эксперта подтверждает Юрий Федоров, который отмечает, что если раньше новую машину покупали раз в 3-5 лет, то сейчас этот срок значительно увеличивается:

— Я вижу это по своему бизнесу — продаже подержанных автомобилей. Раньше на вторичный рынок попадало много относительно новых моделей в хорошем состоянии. Сейчас найти на нем такой автомобиль довольно сложно. Машины приходят в основном с большими сроками эксплуатации, не в лучшем состоянии.

Андрей Петренко соглашается, что снижение платежеспособности населения также относится к причинам падения продаж, но считает, что в целом его влияние не так велико, как остальных причин.

Воронежские особенности

Особенность 1. Насыщенность местного рынка.

— Если говорить о насыщенности автомобильного рынка в целом, уровень автомобилизации России — порядка 300 личных авто на 1 000 человек. Тогда как для США этот показатель — более 800 автомобилей на 1 000 человек. По городам России насыщенность авторынка неоднородна: ближе к западным и восточным границам страны — более 400 авто на 1 000 человек, в Центральной России — около 250. Воронеж находится в числе городов с высоким для Центральной России уровнем насыщения, — рассказывает Евгений Квасов.

Особенность 2. Близость к Москве.

Как отмечает Евгений Квасов, территориальная близость Воронежа к Москве открывает возможность для воронежских потребителей сравнить условия и специальные предложения различных дилеров на местном и столичном автомобильных рынках. Сейчас, после реконструкции трассы М4 «Дон», эта тенденция прослеживается более явно.

Особенность 3. Высокая конкуренция среди дилеров.

— Если говорить в целом — и об официальных, и о так называемых серых дилерах, — рассказывает Евгений Квасов, — в Воронеже насчитывается более 60 автосалонов. Для большинства автомобильных марок, особенно если речь идет о массовых, популярных брендах, таких как KIA или Opel и Chevrolet, в городе представлено два и более официальных дилера. И предложений становится все больше.

Впишемся в поворот?

Ситуация на данный момент неопределенная. Что будет дальше? Как дилеры пройдут «опасный участок» и закончат этот год? Эксперты дают, как всегда, 3 прогноза.

Оптимистический прогноз. Рынок вырастет. Генеральный директор «М-Стиль» (дилер Mazda) Андрей Романов отметил падение продаж в своем бизнесе, но считает его краткосрочным: 

— Тенденция падения действительно была, но она связана с майскими праздниками. Люди уезжали за город, в другие страны. Сейчас они вернулись, и я вижу, что клиентский трафик не только восстановился, но и начал расти.

Как отмечает Вячеслав Захаров, фактором роста может стать появление на российском рынке новых моделей, которые производители автомобилей разрабатывали как ответ на ухудшающуюся экономическую ситуацию в Европе.

Бюджетные модели действительно иногда помогают стимулировать продажи в условиях, когда у потребителей нет достаточного количества денег. Вспомним опыт Renault, когда Logan, появившийся на рынке задолго до кризиса, стал в 2009 году (разгар кризиса) практически самой продаваемой иномаркой в стране. По статистике Renault, каждый 25-й автомобиль, купленный тогда в России, был Logan, и это при том, что у большинства дилеров продажи упали, а у дилеров Renault выросли.

Умеренный прогноз. Рынок останется практически на прежнем уровне.

— В целом мы ожидаем, что по итогам первого полугодия падение будет, но во втором полугодии на него среагируют банки, которые снизят свои процентные ставки по кредитам на покупку автомобиля, — рассказывает аналитик независимого агентства «Инвесткафе» Андрей ШЕНК. — Масштаб снижения ставок будет зависеть от объемов падения рынка. Этот ход со стороны банков должен будет развернуть тренд падения продаж дилеров в противоположную сторону, и 2013 год автомобильный рынок в целом закончит с показателями роста от - 1 до + 1%. Ситуация на автомобильном рынке Воронежа будет развиваться аналогично ситуации во всем Центральном федеральном округе.

Пессимистический прогноз. Рынок продолжит падение.

— Когда этот тренд прекратится, я не знаю, — рассуждает Андрей Петренко. — Но в 2013 году вряд ли будут позитивные изменения. Думаю, дилерам нужно привыкать к этой ситуации и рассчитывать только на себя — повышать качество обслуживания, усиливать собственную клиентоориентированность. Предпосылок, что ситуация сказочно изменится и будет всплеск продаж, пока не вижу.

По прогнозам агентства «Автостат», в России по итогам 2013 года будет продано около 2,7 млн легковых автомобилей, что означает падение рынка на 3%. По итогам предыдущих 3 лет изменения продаж в Воронеже в целом соответствовали общероссийским, значит, и местному рынку следует ожидать падения примерно на 3%.

— Но в наших предварительных расчетах не были учтены показатели мая и апреля, — рассказывает Азат Тимерханов. — Скорее всего, когда мы будем пересматривать наши прогнозы по итогам первого полугодия, падение рынка в 2013 году будет предсказываться значительно большее, чем в 3%.

Будем надеяться на лучшее.

 

Автор: Дмитрий Дробышевский


Комментарии