26 Июня 2013 года, 07:36

У жильцов частных домов на Панфилова после строительства на их улице автомойки из скважин стала течь вода с неприятным привкусом. А когда она несколько суток стоит в ведре, на водной глади появляются радужные разводы. Но нередко деятельность некоторых автомоек становится причиной проблем не только жителей города, но и всего городского хозяйства.

Незаконно – не всегда некачественно

Жители улицы Панфилова предпочли общаться с корреспондентами DF анонимно: «Мы еще жить хотим». Впрочем, они эмоционально рассказали, что когда строилась автомойка, ее сливная яма выкладывалась кирпичом, но не бетонировалась. После строительства в старых скважинах в домах пропала вода, а в новых стала отдавать плохим привкусом.

Мы удивились, когда стереотипы о некачественных мойках в виде сараев со шлангом от колонки не подтвердились. Автомойка на Панфилова, 8 находится в новом, красивом здании на несколько боксов. Перед въездом облагороженная территория, мини-стоянка, инфраструктура для клиентов (платежный терминал, кофе-шоп), на улице – яркая реклама услуг. Вот только в глаза бросается, что эта автомойка окружена жилыми домами и огородами, которые стоят к ней буквально вплотную. Но сотрудники автомойки пытались заверить нас, что вода уходит в сливную яму, которая «полностью соответствует всем необходимым требованиям».

Похожую картину мы увидели и возле мойки жилкомплекса «Северная корона».

Порядок смыло водой

Ситуация, когда вместе с деятельностью автомоек у их соседей-частных лиц, а также в городском хозяйстве возникают серьезные проблемы, стала для Воронежа симптоматичной. Каковы масштабы негативной тенденции?

Член правления общественной организации «Экологическая служба безопасности» (ЭСБ) Оксана Малета рассказывает, что недавно получила через гордуму следующую статистику: всего лишь 30 из 250 воронежских моек имеют все необходимые разрешения на подключение к сетям, их эксплуатацию, исправно платят налоги, в т.ч. и за ущерб экологии. Иными словами, 88% рынка – это нелегалы!

Какой ущерб это наносит городу? Вместе с экспертами мы сформировали перечень основных критериев, которым соответствуют нелегальные автомойки, и обозначили, как они негативно влияют на город и потребителей городского хозяйства.

  • Ущерб водным сетям и разрушение системы водоснабжения. Обычно нелегалы втихую подключаются к сетям и используют ресурс городского водоканала. По данным ЭСБ, потребление 1 мойки на 3 бокса составляет порядка 300 м3 в месяц. Таким образом, общие потери Воронежа можно оценить примерно около 800 тыс. м3  в год.

– На протяжении нескольких лет в районе улиц Транспортной, Бурденко, переулка Советский осуществляется несанкционированная мойка автомобильного транспорта. Вода для нее берется из системы водоснабжения квартир жилых домов, – рассказывает гендиректор «РВК-Воронеж» Геннадий Иващенко. – Эта деятельность ведется с видимыми нарушениями законодательства и может привести к разрушению коммунальной системы водоснабжения и канализования и отведения сточных вод, что в дальнейшем может привести к негативным экологическим последствиям и социальной напряженности.

Сейчас, по словам Иващенко, «РВК-Воронеж» проводит проверку этих незаконных автомобильных моек, чтобы выяснить, оплачивают ли они услуги водоснабжения и водоотведения.

  • Повышение риска заболеваемости кожными инфекциями.  

– Легальные автомойки оборудованы очистными системами, специальными фильтрами. Вода в систему канализации сбрасывается в состоянии «условно очищенной», и она не перегружает работу городских очистных сооружений, – говорит воронежский эколог Валентина Авдеева (специализируется на изучении систем очистки стоков производств). – А нелегальные автомойки просто сбрасывают загрязненную воду в канализацию. Наши очистные системы на рассчитаны на такие объемы загрязнений и испытывают перегрузки.

Но это, по словам Авдеевой, еще полбеды. Нелегальные автомойки могут сбрасывать воду с моющими и техническими жидкостями даже не в канализацию, а просто на рельеф местности. Так вода попадает в грунтовые воды или, по ливневке, в водохранилище. Это в свою очередь серьезно повышает риск кожных заболеваний воронежцев.

  • Усугубление проблем транспортно-дорожной сети Воронежа. Улицы, застроенные автомойками, превращаются в полосу препятствий для автолюбителей: сдавая задним ходом клиенты вынуждено создают пробки на проезжей части. 

Я могу предположить, что нелегальные мойки создают опасности для движения из-за образования в зимнее время наледи на проезжей части. Она появляется из-за воды, которая стекает от моек, как, например, у Ротонды на Советском переулке, – добавляет председатель воронежского отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай Киселев. 

Помимо нанесения вреда жителям и городскому хозяйству владельцы нелегальных моек чаще всего не платят и налоги. По данным ЭСБ, одна нелегальная мойка – это около 15 тыс. рублей ежемесячных потерь бюджетов всех уровней, то есть по рынку в целом это около 40 млн рублей в год. Кроме того, по словам Авдеевой, нелегальные автомойки уходят от уплаты экологического налога. Его размер варьируется в зависимости от размеров мойки и наличия сервиса для грузовых автомобилей, но для небольшой мойки только для легковых автомобилей он составляет примерно 1,5 тыс. рублей в квартал плюс 3 тыс. рублей за утилизацию отходов и использованных фильтров.

В чем причины?

На наш взгляд, причин сложившейся ситуации 2. Рассмотрим их подробнее.

Причина первая. Автомобилизация Воронежа. Бурный рост продаж на автомобильном рынке за последние 2 года ожидаемо сформировал весьма серьезный спрос на услуги автомоек. Например, сегодня вечером найти место, где можно помыть машину без предварительной записи весьма трудно.

Причина вторая. Отсутствие контроля со стороны власти. Да, сегодня в городском хозяйстве есть ряд более масштабных проблем, чем расцвет рынка нелегальных моек. Но если смотреть на развитие Воронежа с позиций не сегодняшнего, а уже завтрашнего дня, то эта проблема заставляет задуматься над тем, что станет с городом в ближайшем будущем. К чему приводит игнорирование сейчас? Оксана Малета из ЭСБ считает, что следствием является нарушение регламента мэрии, выпущенного еще в 2009-м, согласно которому по городу зафиксировано четкое зонирование для различных типов построек. Согласно этому документу, строить автомойки можно только в 3 зонах:

  • промзоны,
  • окружные дороги,
  • въезды/выезды с города.

– Любой надзорный орган: полиция, Роспотребнадзор, прокуратура и пр. может, сославшись лишь на один этот документ, предъявить претензии нелегальной заправке, вплоть до ее закрытия, – говорит Малета.

Отмыть рынок

DF всегда находится на стороне предпринимателей. Но мы однозначно за то, чтобы мойки были легальными, ведь нельзя удовлетворять спрос любой ценой. Все мы являемся потребителями услуг городского хозяйства, все живем в одном экологическом пространстве и рискуем нашим здоровьем. Парадокс, но даже с точки зрения потребителей нелегальные мойки нельзя оправдать – зачастую цены там не ниже, чем у легальных игроков, а иногда и выше!

В других регионах уже давно накоплен опыт борьбы с нелегальными автомойками: их закрывают в Екатеринбурге, Новосибирске, Пятигорске и пр. При этом власти используют достаточно эффективные инструменты: запрещают вести деятельность на конкретном объекте не одному юрлицу, а вообще ВСЕМ (чтобы не было случаев перерегистрации компаний и повторных нарушений).  

Как будут реагировать наши силовики, если к ним поступит соответствующее обращение о мойке, которая имеет признаки нелегальной? Мы обратились в прокуратуру Воронежской области и вот что нам ответили:

– Если к нам поступит жалоба на автомойку, мы направим обращение в те органы контроля, к которым относятся эти полномочия на районном, городском или областном уровнях. В случае если органы власти не примут надлежащих мер, и в прокуратуру придет повторное обращение, мы можем проверить документы или даже выехать на место автомойки с привлечением независимых специалистов, – рассказывает начальник отдела по надзору за исполнением налогового законодательства, законов в экологической сфере, экономике и оборонном комплексе Олег Токарев. – Если выяснится, что органы контроля действительно не предприняли необходимые меры, прокурор подготовит представление вышестоящему должностному лицу и потребует привлечь виновника к дисциплинарной ответственности, либо обратиться в суд с просьбой признать незаконным бездействие органов власти. Ну а к нарушителю закона будет применена административная ответственность вплоть до запрета на ведение предпринимательской деятельности.

Надеемся, что в нашем городе ситуация с нелегальным рынком моек скоро начнет выправляться в лучшую сторону. Первые шаги уже сделаны: в распоряжении DF есть письмо первого зама главы Коминтерновского района Михаила Ткачева, в котором говорится, что управой сейчас ведется работа по сбору информации о законности размещения ряда моек, готовится обращение в суд о прекращении их деятельности.

Хочется думать, что после первых выигранных дел в судах администрация города поставит закрытие нелегальных моек на поток.

 

Авторы: Артем Сокольников, Дмитрий Дробышевский


Комментарии