11 Марта 2016 года, 11:48

С легкой руки бизнес-образованцев и различных сект по монетизации сознания, такое определение маркетинга стало очень популярным. Я уж думал, что оно исчезло после маркетингового шабаша конца 90-х, но нет — всё еще живо и здравствуйте. Конечно же, такой подход принципиально не верен.

Возможно, во многих (а это определение встречается часто) случаях это вовсе не безграмотность, а недостаточно точная формулировка, где между «созданием» и «удовлетворением» просто пропущена пара слов. «Создание продукта для удовлетворения потребностей». Потому как потребности у человека есть, а вот подходящий способ их удовлетворения найти бывает сложно. Этим и занимается маркетинг. Пытаясь понять истинные причины и цели потребления создать продукт, который способен удовлетворить существующие желания потребности клиента. Потому как между желаниями и потребностями есть большая разница. Это на желания можно воздействовать, а потребности — лежат ниже и до них необходимо «достучаться».

Но если подойти поверхностно, то, конечно, создание потребности кажется вполне очевидным. Вот появился доселе неизвестный гаджет и сформировал нам потребность сидеть в Facebook постоянно. Раньше же такой потребности не было? Кто придумал — маркетологи. Всё ОК.

И именно благодаря такой логике мы имеем такое соотношение успешных продуктов к неудачным: не важно, приложение для знакомств это, овощерезка или их цифрофизический гибрид. Проблема в том, что чаще всего маркетологи ищут правильный ответ на вопрос, который сформулирован не верно. И самый распространенный из них – «какую потребность нам необходимо создать?». Более того, создание потребности еще и приравнивается к формированию платежеспособного спроса: у кого возникнет созданная потребность и как до них достучаться. Задумайтесь, как часто (на самом деле) вы задаётесь такими вопросами?

А ведь думать необходимо совершенно о другом. Суть в том, что все потребности у нас, у потребителей, уже есть. И для того, чтобы новый продукт стал успешным, думать стоит в двух направлениях: о том, как найти неудовлетворенную потребность (которая сидит очень глубоко, да) или же о том как найти более простой/дешевый способ удовлетворения потребности, которая давно известна.

Это очень просто. Но почему-то встречается крайне редко.

Источник: блог преподавателя Британской высшей школы дизайна Сергея Славинского


Комментарии