2 Февраля 2016 года, 13:06

Чем раньше молодой человек пробует создать и запустить бизнес, тем больше у него уверенности в своих силах.

Одно дело узнать о стартапах в 25 лет, и другое — в подростковом возрасте. Истории успеха молодых предпринимателей могут помочь определиться с выбором жизненного пути. А первые попытки запустить проект дадут понять, что для достижения успеха нужно брать на себя ответственность — это очень поможет в жизни.

Многие вещи, о которых рассказывают в рамках курсов по стартапам, будут актуальны для любого бизнеса: как определить объём рынка, какие существуют типовые бизнес-модели и как и когда их можно применять, как найти свою целевую аудиторию, разработать MVP, определиться с партнёрами и ресурсами — и многое другое.

В качестве эксперимента мы в прошлом году попробовали на базе обычной средней школы № 184 в Санкт-Петербурге сделать свой стартап с учениками 10-го и 11-го классов. То есть, пройти путь от полной неосведомлённости до создания простейшего лендинга с описанием концепции придуманного стартапа. Курс строился по очень простому принципу: сначала теоретическая, а потом уже практическая часть.

Теория включала в себя 4 лекции, посвящённые основным понятиям: бизнес-модель, анализ рынка, ключевые роли в проекте и т. д. А вот уже в качестве практики ученикам предстояло разбиться на команды и разработать собственные идеи. Расскажем, что у них получилось.

Идеи «школьных» стартапов

Идеи стартапов были очень разные. И, надо сказать, часто весьма актуальные — мы встречали потом некоторые из этих идей реализованными во «взрослых» стартапах.

Например, ребята озвучили свою проблему, связанную с профориентацией: в России, к сожалению, нет централизованного ресурса, который позволял бы подростку или его родителям получить ответы на вопросы, связанные с выбором профессии и вуза. Поэтому ученики предложили создать такую платформу.

Ещё одна возникшая у учеников идея была связана с краудфандингом (по аналогии с известными и активно действующими площадками вроде Boomstarter, Planeta.ru или зарубежным Kickstarter), ориентированным исключительно на сбор средств для выступлений музыкантов. Существуют «нишевые» группы, которые не выступают на крупных площадках или дают концерты только в столице. Однако даже в небольших городах есть сотни людей, которые бы с удовольствием пришли на концерт любимой группы, заплатив за это разумную сумму.

Идея проекта заключалась в создании специального ресурса, на котором можно было бы скидываться на приезд какой-либо группы в твой город, в то время как все организаторские заботы взял бы на себя этот ресурс. Если собранных денег достаточно, то вложившиеся люди автоматически получают билеты на концерт. Если нет — деньги возвращаются отправителям.

Одна команда юных стартаперов предложила создать приложение с дополненной реальностью для экскурсий по городу: с его помощью можно было бы давать сведения о различных достопримечательностях.

Другая выдвинула идею о гостинице для домашних питомцев: человек, которому на время нужно пристроить, например, своего кота, мог бы разместить соответствующее объявление, а потом выбрать кого-то из откликнувшихся, опираясь на предложенную цену или отзывы других людей. Такой проект был бы особенно актуален для западного рынка.

Очень интересным нам показался и проект анонимной психологической помощи для подростков и взрослых — аналог телефона доверия. Работать в таком проекте могли бы студенты медицинских вузов, изучающие психологию. Здесь есть обоюдная польза: одни получают хорошую практику, другие — возможность получить бесплатную консультацию от начинающего специалиста.

Безусловно, у всех этих идей есть свои недостатки и множество непонятных моментов. Если их реализовать, далеко не все «выстрелят» — что, впрочем, характерно и для более зрелых команд. Однако мы не остановились только на идеях.

Как ученики защищали свои проекты

В рамках нашего курса все «стартаперы» провели опросы и собрали мнения о том, насколько интересна окружающим их идея. Каждая команда опросила от 50 до 200 человек, и в среднем более 50% оценивали предложенные идеи положительно. В некоторых случаях люди даже были готовы платить за предлагаемый продукт.

Очень много времени было уделено и публичным выступлениям (например, в формате «круглых столов», с целью защитить свой проект перед другими учениками и улучшить его на основе полученной обратной связи).

Здесь важно отметить, что публичные выступления — одно из самых слабых мест у современных школьников. Они очень тяжело даются детям, которые, тем не менее, прекрасно общаются в Сети и между собой. С некоторыми учениками мы тренировали их трёхминутное выступление по 30–40 минут. Однако одним из позитивных результатов курса можно считать то, что ребята научились выступать хотя бы перед знакомой аудиторией. Это тоже прекрасный сопутствующий эффект.

Полностью реализовывать ученические стартапы мы не стали, так как это очень трудоёмкая задача. Дети просто не готовы вместо сна и развлечений заниматься развитием проекта. Поэтому в качестве финальной части своей работы они подготовили лэндинги, на которых красочно объясняли суть своей идеи, её актуальность, способы монетизации и особенности реализации.

Вот, например, результат работы команды, которая в качестве идеи придумала вдохновляющий будильник. (Все остальные лэндинги также делались при помощи сервиса Tilda.) После создания страницы школьники защищали свой проект, рассказывая о своей идее, основном потребителе, предполагаемых способах заработка и необходимых ресурсах.

Startups_feb.jpgАнализируя опыт этого курса, можем отметить как позитивные, так и негативные моменты.

Позитивный опыт: ученики приобретают много полезных навыков:

  • Навык публичных выступлений;
  • Умение работать с информацией и визуализировать её;
  • Проведение опросов;
  • Умение отталкиваться от мнения потребителей.

Дети учатся дискутировать, объективно оценивать свои идеи, критически мыслить. Более того, работать над стартапами школьникам действительно интересно из-за отсутствия рутины и возможности проявить креативность.

Однако и негативных аспектов тоже достаточно. Современная образовательная система в школе не приучает детей к труду. В школе все занимаются, а дома практически никто не работает. Когда же мы говорим о стартапах, нужно понимать, что первое время проект держится только на личности и труде основателей. Школьники к этому не готовы. Стартап нельзя заставить делать — это должно идти изнутри. То, что мы наблюдали у школьников, говорит совсем о другом подходе: они привыкли, что за них подумают, им напишут план и расскажут, что делать.

Надо сказать, это беда не только российских школьников. Их зарубежные ровесники, в большинстве своем, также не склонны проявлять инициативу при обучении. Фредерик Ору, основатель французского стартап-акселератора NUMA, в интервью порталу Newtonew отмечает, что нужно объяснять нашим детям: даже если они и не создадут свою компанию (в конце концов, не все рождены предпринимателями), им нужны творческие навыки, междисциплинарные связи, умение применить свои знания в жизни.

В обучении предпринимательству есть большой педагогический потенциал

«У нас существует гигантский разрыв между образованием и профессией; это проблема типична для сегодняшнего мира. Поэтому молодёжь необходимо как можно раньше включать в профессиональную систему, в карьеру», — комментирует Ору.
«Я бы предложил всем в рамках школьной программы изучать дизайн-мышление. Это прекрасный способ понять одну простую вещь: что бы ты ни делал, чему бы ни учился, ты это делаешь не только для себя, но и для других, для кого-то по ту сторону стола, экрана или границы…
… Дизайн-мышление поможет и учителям поднять мотивацию своих учеников, очень многие из которых не очень понимают смысл учёбы».

Продолжая мысль французского предпринимателя, можно сказать, что стартапы — это хороший эксперимент для получения метапредметных навыков, ведь в подобном курсе соединяются воедино множество школьных предметов: математика, обществознание, информатика и др., а в некоторых случаях и даже физкультура. Именно таких связей особо не хватает современной школе.

Что ещё можно сделать?

Если у вас есть ребёнок и он интересуется темой предпринимательства и/или увлекается информационными технологиями, возможно, хорошей идеей его будет простимулировать в этом направлении. Уже существуют курсы по предпринимательству (например, «Основы бизнеса для школьников» от Аркадия Морейниса).

Если вы связаны с миром IT, то вполне можно договориться о стажировке у коллег. Многие акселераторы, например, NUMA.Moscow, проводят дни открытых вакансий, когда молодые команды ищут себе интернов. Это может стать хорошим шансом для старшеклассника как научиться чему-то новому, так и набраться опыта.

Если вы работаете в стартапе или вы его основатель — не поленитесь, придите в школу и расскажите об этом. Мнения «из первых рук» всегда ценятся детьми. Одно дело — когда учитель рассказывает что-то о чём-то, другое — когда приходит реальный предприниматель и рассказывает о реальном мире. Каждое такое выступление может сподвигнуть кого-нибудь из детей на создание чего-либо и, возможно, новый Uber будет иметь российские корни.

Комментарии

M.Zobnina.jpgЗобнина Маргарита, руководитель департамента исследований ФРИИ, доцент НИУ ВШЭ, автор курса «Интернет-предпринимательство»
Школьников надо учить критическому мышлению, логике, умению работать с информацией, причём не только искать, но и отсеивать, анализировать, осмыслять её, навыкам коммуникаций и представления своих идей, управлению проектами. Важно прививать позитивное мышление: видеть во всём возможности, рассматривать трудности, как вызов, делать выводы из ошибок и не бояться их совершать. И, наконец, самое главное, чего не хватает большинству взрослых: желания сделать мир лучше, строить большие корабли, брать на себя ответственность за себя и хотя бы часть мира вокруг себя.

Z.Shukhov.jpgЗамир Шухов, директор GVA LaunchGurus

Многие выпускники ВУЗов не имеют навыков управления собственным бизнесом: у них хорошая креативная база, многие владеют навыками программирования, научными знаниями, но не имеют навыков управления людьми, умением их мотивировать, объединять вокруг общей идеи. Этому может помочь преподавание так называемых soft skills: ораторского мастерства, умения вести переговоры, развития навыков лидерства и управления командой. К примеру, можно создавать ещё в школе проектные группы, работающие командой над общими заданиями или реализующие несложные проекты школьного, муниципального масштаба.

Источник: Сossa.ru

Подробнее:http://www.cossa.ru/152/11896

Комментарии