1 Февраля 2016 года, 13:17
Образовательный рынок предлагает множество тренингов и курсов. Но что выбрать в первую очередь? Какие личные навыки действительно необходимы для успеха в жизни и бизнесе?

И в школе, и в институте нас учили, и до сих пор учат, огромному количеству разнообразных предметов, направленных либо на развитие общих знаний о мире, либо настолько узкоспециализированных, что они будут полезны только при работе по конкретной специальности — поменяв вид деятельности, вы вряд ли сможете использовать их дальше.

Новое время предлагает нам совершенно другие вызовы, и, если всего каких-нибудь 70 лет назад перед нашим обществом стояла задача обеспечить своих граждан навыками чтения и письма, то сейчас базовые требования изменились, притом, что классическая система образования осталась прежней. Именно поэтому, знания, полученные в вузах, мало чем помогают при достижении реальных целей — найти работу, получить прибавку к зарплате, поддержать хорошие отношения в коллективе, создать семью и воспитать детей.

Многие, пытаясь наверстать упущенное, посещают тренинги и семинары, выбор которых столь широк, что запросто можно перейти в категорию вечного студента, потратив при этом целое состояние. Кто-то покупает электронные книги, накачивая планшеты под завязку, но не успевая читать ни строчки.

Для экономии временных и финансовых ресурсов имеет смысл ограничиться несколькими базовыми направлениями, необходимые активному жителю современного мегаполиса любой специальности. Джентльменский набор должен включать в себя личные навыки, которые наиболее точно соответствуют тенденциям, двигающим наше общество от постиндустриального к информационному, построенному на информации и коммуникации. Это навыки в области маркетинга, менеджмента и психологии. Остальные направлениядополнительного образования будут зависеть уже от специализации, добавляясь к базовым, дополняя или развивая их.

Итак, вот какие навыки в первую очередь необходимы в среде, где коммуникации между людьми — одно из ключевых проявлений успешной самореализации.

Навык подготовки презентации

Коротко и ясно, емко и вкусно донести свою мысль до огромной аудитории или одного человека — задача непростая. При этом помним, что презентация — это не только доклад или картинки в PowerPoint, но и любое выступление, в том числе и тост, пожелания в день рождения и даже то, что мы говорим о себе при первом знакомстве. Поэтому так важно выстраивать мысли понятно для себя и окружающих, избегая слов-паразитов, бессмысленного мычания и потери мысли на середине предложения.

Что поможет? Достаточно прочитать одну хорошую книгу, которая содержит информацию о структуре успешной презентации. Главное — практика, а тренироваться придется самому.

Умение выступать перед аудиторией

Этот обязательный, но игнорируемый официальным образованием навык включает в себя как приемы владения речью, так и умение взять себя в руки и не бояться публичных выступлений.

Что поможет? Технику или даже просто несколько основных приемов актерского мастерства наработать можно только на профессиональном тренинге. Книги здесь не помогут. А вот с преодолением боязни выступлений помогут справиться элементы йоги, дыхательной гимнастики или цигун, если вы практикуете такие занятия. Если нет, то опять-таки лучше выбрать специальный тренинг.

Планирование, тайм-менеджмент

Эти инструменты менеджмента отлично упорядочивают нашу жизнь. Особенно велика их практическая польза для всех видов экономии, поскольку любые планы и особенно списки организуют наши мысли и позволяют избежать (хотя бы попытаться избежать) ненужных трат. Пример: список продуктов позволит не купить лишнего. Список вещей в отпуск или командировку сэкономит место в чемодане. Список дел на день поможет работать эффективно, что понравится и начальству и вам, ведь вечером вы будете точно знать, чем занимались, и не будет этого тоскливого ощущения бесцельно прожитого дня.

Аналогично и с личным временем. Сколько часов в неделю вы уделяете себе? А сколько семье, мужу жене, сыну, домашним обязанностям, друзьям и прочее? Что выбрать — посидеть в кафе или пойти в спортзал, посмотреть новый фильм или выгулять собаку? Часто мы говорим, что нам не хватает времени, а на самом деле не хватает умения его грамотно распределять. Ну а понятие дедлайна годится как для понимания последнего часа сдачи годового отчета, так и для последней тысячи рублей в кошельке.

Что поможет? Теорию можно прочитать в учебниках по менеджменту, вместе с практикой прослушать соответствующий курс на тренинге. Но, учитывая, что такие курсы, как правило, посвящены бизнесу, то адаптировать знания под каждодневные бытовые задачи придется самому.

Навык формирования оптимального гардероба

Первое впечатление нельзя произвести дважды — это знают все. Причем, на любую встречу мужчине всегда есть, что надеть, даже если его гардероб состоит из пары джинсов и футболки, женщине всегда надеть нечего, даже если вещи не помещаются в шкафу. Поэтому знания о том, как формируется гардероб на все случаи жизни (от похода на работу до путешествия в медовый месяц) помогут не только произвести нужное впечатление, но и избежать покупки лишних вещей, и значит — опять-таки сэкономить.

Что поможет? Только мастер-классы и профессиональные консультации со специалистом. Четких законов здесь не прописано, а самодеятельность, как правило, не помогает. Любые «25 необходимых вещей», взятых из интернета не учитывают ни вашей индивидуальности, ни задач, которые вы решаете, создавая новый образ.

Навык расслабления и снятия стресса

В небольших количествах стресс полезен человеку, поскольку при этом вырабатывается адреналин, заставляющий нас действовать. Но сильное перенапряжение, или наоборот, рутинная суета и негативные эмоции действуют разрушающе. Поэтому, чтобы не прибегать к таблеткам или алкоголю, лучше научиться справляться самостоятельно.

Что поможет? Стресс затрагивает и тело, и мозг, поэтому действовать нужно на два фронта. Телу может помочь фитнес, занятия йогой, цигун, дыхательная гимнастика, любое направление на выбор и все элементы здорового образа жизни, желательно вместе. А для головы можно начать с книг, причем здесь возможны варианты. Логикам имеет смысл почитать о природе стресса и, получив знания о том, как запускается стрессовый механизм, научиться выявлять симптомы. А интуитам лучше сразу выбрать несколько книг по психорелакционной терапии и сделать подборку качественной музыки.

Навык быстрой обработки информации

Одна из проблем современности — большинство из нас действительно читает медленно, и к концу предложения забывает, о чем говорится в начале. Этот синдром «мыслей Буратино» привел к тому, что информация легче всего усваивается в виде комиксов, иконографики, подписей к картинкам. Однако для успеха в любой профессии необходима будет переработка значительных объемов новой информации.

Что поможет? Можно начать с курсов скорочтения, на них учат воспринимать, запоминать и усваивать основные мысли.

Навык принятия решений

Необходим руководителям, менеджерам, а также продавцам, домохозяйкам и водителям автобуса. Каждый наш день состоит из больших и маленьких решений — что съесть на завтрак, где провести вечер, что рассказать подруге и можно ли потянуть с отчетом боссу. Большинство решений происходит на автомате, но только до тех пор, пока не нарушена зона комфорта. К сожалению, для движения вперед, нарушение этой зоны необходимо.

Что поможет? Теоретические знания об эффективных техниках принятия решений дешевле почерпнуть из книг, усвоенный алгоритм можно отработать на тренинге или сразу в «полевых условиях».

Подводя итоги

Современные вызовы значительно отличаются от знаний и навыков, которые выдает система официального образования. Для успешной реализации в информационном обществе необходимо иметь базовые навыки из области менеджмента, маркетинга, психологии. Профессиональные знания и умения добавляются в дальнейшем уже к отработанным актуальным базовым навыкам. И — главное. Любой навык формируется практикой и запросто может быть утрачен, если его не применять регулярно.

Источник: E-xecutive.ru, автор: Татьяна Бочарова


Комментарии