9 Февраля 2016 года, 13:01
Развитие современных технологий открыли человечеству доступ к невероятному объему знаний и информации, создали множество возможностей для стартапов, их финансирования и масштабирования. Все это привело к таким неожиданным и динамическим изменениям, что спрогнозировать, как изменится бизнес через несколько лет, невозможно.

Еще 5-10 лет назад никто даже представить не мог, что крупнейший в мире провайдер такси (Uber) не будет иметь собственного парка автомобилей, крупнейший арендодатель (Airbnb) — своей недвижимости, крупнейшие операторы связи (Skype и WeChat) не будут обеспечены собственной телекоммуникационной инфраструктурой, у крупнейшего ритейлера (Alibaba) не будет своих запасов продукции, а самый популярный медиа-ресурс (Facebook) не будет создавать своего контента. А знаете ли вы, какой будет ваша индустрия и ваш бизнес через пять лет?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо освоить новую дисциплину управления изменениями в бизнесе — инновации. Опыт известных компаний в различных индустриях по всему миру за последние три десятилетия показал, что все инновации, независимо от страны, отрасли или типа бизнеса имеют одинаковые качественные характеристики, виды и принципы. Таким образом рождаются международные стандарты инноваций.

На практике инновации очень часто не является чем-то, чего до сих пор не существовало в мире 

Инновация как новый вид активов

Многие путают инновации с изобретательством или отождествляет их с разработкой нового продукта.На самом деле сущность инноваций — это создание нового жизнеспособного решения. Это означает, во-первых, что инновация — это изобретение, которое удовлетворяет потребности покупателей и который потребители стремятся приобрести. Изобретение, не нашел своего места на рынке, не является инновацией.

Во-вторых, жизнеспособность инновации означает, что он должен вернуть вложенные в нее инвестиции для поддержки своего жизненного цикла в будущем. Пилотные проекты, которые не возвращают вложенные в них средства и не способны финансировать свое развитие в будущем, не является инновациями.

В-третьих, новизна в инновациях — относительное понятие, ведь на практике инновации очень часто не является чем-то, чего до сих пор не было в мире. Это обычно уникальное сочетание уже существующих вещей для конкретного рынка или региона — как конструктор, состоящий из мелких элементов: ресурсов, навыков, технологий, вызовов, неудовлетворенных потребностей, инноваций и инновационных тактик других индустрий и рынков.

И, наконец, инновация не ограничивается продуктом компании и его улучшенными характеристиками. Обычно это сложное решение, сочетающее в себе множество элементов от новых бизнес-моделей и платформ к новым формам взаимодействия бизнеса со своими покупателями и партнерами. Если инновации касаются исключительно продукта, их обычно легко скопировать и они приносят наименьшую прибыль. 

Не всегда нужны гениальные идеи для того, чтобы угодить конечному потребителю. Иногда достаточно быть внимательным к его потребностям. 

Если инновация отвечает всем этим характеристикам — ее можно учитывать в виртуальном балансе будущих конкурентных преимуществ компании, по аналогии с активом финансовой отчетности.

Концептуальная основа инноваций

Анализ деятельности самых известных мыслителей и бизнесменов позволяет сформулировать четыре ключевые характеристики инновационного мышления:

1. Вызов традиционному и общепринятому. Классический инноватор всегда ставит под сомнение укоренившиеся мнения, обычаи и предположения, ища собственные пути. Так Галилей спрашивал себя: «А что, если Земля — не центр Вселенной, что, если она крутится вокруг Солнца вместе с другими планетами?»

IKEA появилась благодаря вопросу — почему все домашняя мебель должны быть полностью собраны еще до того, как их продадут и доставят покупателю? Что,если начать производить модульные части, которые покупатели сами смогут забрать из магазина и собрать дома?

Netflix бросил вызов стандартному механизма проката видео через магазин и применил бизнес-модель фитнес-залов, где за фиксированную плату в месяц можно брать напрокат любое количество дисков и не беспокоиться о сроках возвращения.

Nintendo Wii как-то спросила: почему конкуренция в видеоиграх должно происходить только за счет реалистичной графики и скорости процессоров? Что, если предложить потребителям сенсор движения и возможность играть всей семьей?

2. Ощущение и использование трендов. Эта характеристика объединяет видение будущего потенциала технологических, дизайнерских, инженерных и научных разработок и умение их применять в бизнесе. Ярким примером является создание компании Amazon. Джефф Безос в 1994 году, увидев стремительный рост количества пользователей интернета, покинул свою работу на Уолл Стрит и начал собственную компанию. С тех пор он продолжал успешно «ловить» и использовать тренды, скажем, развитие вторичного рынка онлайн-торговли, рост объема данных, популярность электронных книг и потенциал B2B-платформ. Именно так он создал новые направления бизнеса — Amazon Marketplace, Amazon Web Service, Kindle и Amazon Business.

Бизнес стоит время от времени спрашивать себя: вполне мы используем возможности существующих трендов для создания новой стоимости для клиентов или восстановления своей бизнес-модели?

Инноватор всегда ставит под сомнение укоренившиеся мнения, обычаи и предположения, ища собственные пути
3. Эффективное использование всех имеющихся ресурсов. Бизнес-лидеры должны воспринимать свою компанию не как набор подразделений или функций, а как портфель ключевых компетенций и стратегических ресурсов. Они могут быть использованы какими новыми способами, сочетаться в новые комбинации и форматы. Насколько удачно компании удается комбинировать внутренние ресурсы с внешними для радикальных изменений в своей индустрии - одно из важнейших вопросов, который стоит ставить перед собой бизнеса.

Яркий пример использования имеющихся ресурсов и навыков демонстрирует компания Walt Disney.Ее опыт в гостиничном бизнесе позволил создать новый успешный туристическое направление — Дисней-круиз; умение развлекать детей позволило создать сеть детских учебных центров в Китае — Disney English Learning Centers, а построен еще в 1967 году аттракцион «Пираты карибского моря» стал основой для создания одного из самых успешных в мире блокбастеров. Только кассовые сборы «Пиратов Карибского моря» принесли компании $ 3.7 млрд.

4. Совершенное понимание глубинных потребностей потребителей. Это внимание к проблемам и разочарований клиентов, даже тех, которые они сами не осознают — и эксперименты с простыми, удобными решениями, которые могут эти проблемы решить.

Такое мышление продемонстрировал генеральный директор P & G Алан Лафли после своего прихода в компанию в 2000 году. До его появления инновации в P & G начинались из лаборатории, а не с конечного потребителя. Процент успешности новых продуктов был на уровне 15-20%. Новое руководство изменило вектор инноваций на прямо противоположный: покупатель стал «боссом». И это превратилось в новую философию бизнеса. Компания начала ценить покупателя не только за его деньги, но и за бесценную информацию и советы по новым направлениям развития.

Компании следует спрашивать себя: насколько удачно нам удается комбинировать внутренние ресурсы с внешними для радикальных изменений в своей индустрии?

Работники проводили с клиентами много времени, наблюдали за ними и изучали их потребительские привычки. Цель — собрать ценные «инсайты» для новых идей и инноваций. Лафли и его команде удалось даже привлечь покупателей к инновационного цикла: создание идеи, прототипа, разработка продукта, его тестирования и коммерциализация.

Сейчас это взаимодействие полностью интерактивная: покупатели на портале P & G могут моделировать дизайн и тестировать прототипы новых продуктов. Это позволяет компании быстро отбрасывать неудачные идеи и запускать новые. Ориентация на покупателя принесла бизнеса существенные результаты: во времена руководства Алана Лафли капитализация и продажа P & G увеличились более чем вдвое.

Этот пример доказывает, что не всегда нужны гениальные идеи для того, чтобы угодить конечному потребителю. Иногда достаточно быть внимательным к его потребностям, даже тех, которые еще не сформировались, и выстроить надежную систему обратной связи.

Стандарты будущего

Так же, как стандарты финансовой отчетности предоставляют историческую информацию для взвешенных решений инвесторов, так международные стандарты инноваций обеспечивают понимание потенциала и будущего компании. Они позволяют лидерам создать эффективный инновационный механизм внутри бизнеса, а инвесторам — оценить адаптивность и «живучесть» организации.

Источник: NewKitty.ru

Комментарии