30 Декабря 2015 года, 13:15
Основатель сервиса для учета денег в малом бизнесе «Финолог» Михаил Смолянов продолжает цикл материалов об основах управленческого учета в бизнесе. В новой статье он рассказал о том, как и зачем учитывать баланс бизнеса.

В предыдущих статьях мы разобрали учет обязательств и денежный поток. Учет обязательств показывает, насколько ваш бизнес прибыльный. Денежный поток помогает предсказать кассовый разрыв и стрясти с клиентов просроченные платежи.

Остался последний элемент пазла — баланс. Баланс отвечает на главный вопрос — «Где мои деньги?»

Что означает баланс

Баланс — это опись всего, что есть в вашем бизнесе на определенный момент. Попробуем примитивный вариант:

  1. Вы создали компанию с уставным капиталом 50 тысяч рублей. Ваш баланс — 50 тысяч.
  2. Вы купили товара на 40 тысяч рублей. У вас осталось 10 тысяч и товар на 40 тысяч. Баланс — 50 тысяч.
  3. Вы продали товар на 40 тысяч, получили выручку 60 тысяч, еще 10 тысяч было. Баланс — 70 тысяч. Бизнес подрос на 20 тысяч.

Если у вас бизнес «купи — продай» с мгновенной оплатой, без отсрочек, предоплат и основных средств, то это все, что вам нужно знать о балансе. Измерьте ваш бизнес сегодня и измеряйте дальше каждые три месяца, и вы будете знать, как он растет.

Если бизнес сложнее, смотрите дальше.

Из чего состоит баланс

Баланс складывается из восьми позиций в двух группах:

Безымянный.pngАктивы — это, грубо говоря, то, что у бизнеса есть и что он может использовать для создания прибыли. Пассивы — это то, за счет чего были получены активы.

Активы по определению равны пассивам. Активы не могут просто появиться из воздуха.

Если у вас есть 100 рублей в активах, то им должно соответствовать что-то в пассивах: либо вы эти деньги вложили в бизнес (тогда это капитал), либо получили в виде прибыли, либо заняли, либо должны кому-то заплатить.

Если у вас на складе лежит товар, то вы либо его купили на уставной капитал (или на прибыль), либо взяли на него кредит, либо должны за него заплатить (тогда это кредиторка).

Не путайте нормальное понимание активов и пассивов с объяснением Роберта Кийосаки. Кийосаки говорит, что актив — это все, что приносит вам деньги в карман, а пассив — все, что деньги из кармана забирает. Это может быть круто для последователей Кийосаки, но не имеет ничего общего с экономикой предприятия.

Активы — это не то, что приносит деньги автоматически. Если у вас на складе лежит товар, еще не факт, что вы его продадите. Активы — это то, что помогает вам получать прибыль.

Пассивы — это не что-то плохое. Прибыль — это пассив. Уставной капитал — это пассив. Вы берете пассивы и превращаете их в активы: например, берете часть капитала и покупаете на него товар. Единственный «плохой» пассив — это кредиторка, то есть ваши долги перед другими фирмами. Но вы же сами в эти долги и влезли.

Как записывать балансовый отчет

Обычно балансовый отчет записывают вместе с двумя другими отчетами: о прибылях и убытках и о движении денег.

Безымянный.pngЭто общий вид балансового отчета. Он показывает все основные свойства бизнеса с точки зрения денег. Теперь попробуем поработать с ним и посмотреть, как меняются показатели.

Как работает бизнес с точки зрения баланса

Допустим, мы запускаем студию мобильной разработки. Двое основателей вкладывают в нее по 500 тысяч рублей, уставной капитал — миллион. Чтобы не было слишком много нулей, примем миллион за 1000 рублей:

Продолжение читайте на Vc.ru


Комментарии