12 Ноября 2015 года, 13:26
Авиакатастрофа в Египте грозит поставить крест на любых амбициях российской туротрасли.

Имиджевые и финансовые потери настолько велики, что без помощи государства не обойтись. Более того, альтернативы Египту в качестве дешевого зимнего направления просто нет. На совещании с представителями туристической отрасли, которое 8 ноября 2015 года провел вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович, впервые был обозначен масштаб потерь основных игроков египетского направления из-за запрета полетов в эту страну. Как сообщает Rata-news, со ссылкой на Александра Буртина, коммерческого директора «Тез Тура» сумма ущерба составляет 1,5 млрд. рублей. Деньги будут потрачены на оплату пустых самолетов, которые летят в Египет за туристами. «Это, скажем так, заемные деньги клиентов, они предназначались для отправки туристов», — сказал Буртин.

Следующая статья расходов — авансы, которые были переведены в Египет гостиницам, транспортным и экскурсионным компаниям. Эти деньги могут быть «спасены» путем переговоров с партнерами, а также благодаря усилиямРостуризма. Впрочем, если переговоры зайдут в тупик, ситуацию можно будет расшить по-другому. «В конце концов, если история затянется, можно будет перепродать оплаченные номера другим рынкам», — сказал Александр Буртин.

Еще одна проблема — возврат средств, потраченных туроператорами, на оплату полетных программ в Египет вплоть до марта 2016 года. В этом контексте активнее всего упоминался «Аэрофлот», который вернул предоплаты за рейсы в Египет только до 16 ноября. Впрочем, как заявляет Rata-news со ссылкой на Аркадия Дворковича, «Аэрофлот» готов вернуть оставшиеся деньги. С другими авиакомпаниями ведется диалог. Заместитель министра транспорта Валерий Окулов пояснил изданию, что идет персональная работа с каждым туроператором по использованию предоплаченных средств, в том числе обсуждается их «переброска» на другие направления. Поэтому пока эти деньги у перевозчиков «не изымаются».

Для туроператоров массовое аннулирование путевок на самое продаваемое направление может означать прямой путь к банкротству, считает Ирина Тюрина, представитель Российского союза туриндустрии (РСТ). Полученными от туристов деньгами компании расплачиваются за перелеты, гостиницы, трансферы.

По словам Константина Победкина, сооснователя и директора по продуктуOnlinetours.ru, есть высокая вероятность, что туроператоры получат деньги от государства. В зимний сезон, по мнению эксперта, операторы потеряют 10-15% прибыли, но смогут «выстоять». Сегодня с Египтом работают только крупные и финансово стабильные туроператоры (Coral, Anex, Pegas и пр.), у которых есть опыт работы в подобных ситуациях. Гораздо сложнее придется турагентствам. «К ноябрю продажи туров в Египет составили 40% от всех продаж на осенне-зимний сезон. Сокращение продаж может привести к тому, что часть агентств (10-15%) заморозят свою активность до начала нового сезона, либо вообще закроются», — констатирует Победкин.

Еще одна пострадавшая сторона — страховые компании. «Из-за сокращения турпотока резко упадут продажи полисов по страхованию выезжающих за рубеж. Российские продажи не смогут компенсировать это падение», — прогнозируетАлександр Цыганов — профессор, доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Страховое дело» Финансового университета при Правительстве РФ.

Впрочем, самые большие потери от египетской авиакатастрофы понесут российские туристы. Они лишаются главного зимнего пляжного направления, с идеальным соотношением цена-качество. «К сожалению, кроме Турции предложить более экономичный вариант размещения практически невозможно. В качестве альтернативы рассматривают Индию, Вьетнам, Таиланд и ОАЭ», — говорит Мария Чупина, руководитель отдела продаж туров «Туту.ру». Но на этих направлениях средняя стоимость недельного тура составляет 100-150 тысяч рублей. И цены только растут.

Свой имиджевый ход сделал Израиль, предложивший доплатить России $45 за каждого туриста. Однако у этого направления ценник гораздо выше, чем египетский. К тому же в Израиле дайвинг не очень интересен — кораллы не так живописны, живности мало. «Для дайверов закрытие Египта — настоящая драма. В том числе из-за цены вопроса. Если египетский дайв-тур стоил порядка $1,5 тыс., то за Мальдивы придется выложить уже $3 тыс. Не все смогут позволить себе такое путешествие», — считает Дмитрий Орлов, руководитель группы RuDive.

Насколько приостановка полетов повлияет на рынок, зависит от срока ограничения, особенно важно, чтобы оно не пришлось на период новогодних каникул, говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин. Как заявил Дворкович, пока конкретные сроки называть преждевременно, но в любом случае речь не менее чем о нескольких неделях.

Для Египта отток туристов означает экономическую катастрофу. Удар по туристической индустрии может плохо сказаться на смежных с туризмом секторах экономике, уже находящейся в тяжелом состоянии, и как следствие — на популярности президента Абдель Фаттаха ас-Сиси. Если весной 2015 года страна строила планы по наращиванию числа туристов вдвое — до 20 млн, то теперь готовится к росту безработицы.

Источник: E-xecutive.ru, автор: Антон Свешников

Комментарии