24 Ноября 2015 года, 11:18
Сейчас очень сложно найти человека без кредитных обязательств. Покупка автомобиля, квартиры, дорогих товаров длительного пользования в кредит — это уже скорее норма, позволяющая нам с одной стороны получать блага здесь и сейчас, но с другой — существенно переплачивать. Жизнь — непредсказуемая штука, поэтому не воспользовавшись сейчас, можешь просто не успеть воспользоваться никогда. А как жить, не вдохнув в себя особый запах кожи BMW или удушающий аромат совершенно новой квартиры (в которой забыли предусмотреть приточную вентиляцию, разумеется). Жить в долг — совершенно нормально, особенно если будущие доходы гарантированно обеспечат вам покрытие этого долга. И даже размер его не имеет особого значения — это здоровый финансовый подход. Но конкуренция (sic!) вынуждает компании применять все новые и новые ходы, поэтому финансовые инструменты привлечения потребителей, переставшие быть эксклюзивом какого-то одного игрока, исчерпывают себя. Даже организация собственных банков для финансирования покупок — уже прошлое.

Именно благодаря острой и свободной конкуренции на рынке появилась и обретает популярность совершенно иной способ удовлетворения собственных потребностей: не через обладание инструментом удовлетворение, не через владение, а через пользование. Прокат, если хотите.

Если отбросить таймшеры, популярные в 90-х, то такой способ долевого (кооперативного по-сути) владения набирает обороты, а много где уже популярен достаточно давно. Ведь покупка в собственность неэффективна для дорогих товаров в подавляющем большинстве случаев — и на всём, что не используется постоянно — можно сэкономить. Airbnb (изначально) предлагал экономить на квартирах. Тарифные планы у мобильных операторов — экономить на покупке самих аппаратов. Но ведь и стиральную машину вы используете не круглосуточно? Отсюда популярность прачечных. Carsharing ползволяет использовать автомобиль как тебе удобно, но не покупая его... И многое, многое другое. Sharing (разделение) становится все более и более востребованным, а диджитал-технологии позволяют сделать его сверх-удобным. И в этом поле лежит очень много будущих инновации.

Конечно, нам, выросшим в советской бедности и лишениях, этот подход глубоко противен. При всём нашем советском прошлом, основанном на общих и общественных благах, делить с кем–то правообладание кажется противоестественным. Неуважение к чужому, но трепетное отношение к своему — это реальный барьер, преодолеть который будет сложно. Но — можно. Потому как выгод этот подход несет куда больше, чем разочарований. И он существенно меняет качество жизни, позволяя не переплачивать, а отдавать ровно столько сколько ты хочешь, за что ты хочешь и когда ты хочешь. И гибко реагировать на изменениие уровня своих доходов — в режиме реального времени. И это ведь прекрасно.

Да, это противоречит главному принципу сведения к нулю постоянных издержек. Но гибкость предложения — вот в чём прелесть. Уменьшилась зарплата и ты пересел с привычного «расшаренного» новейшего S-klasse на новейший C. Не продавая одно и покупая другое, а прямо сразу. И так — во всём. «Шаринговый» подход (хотя если быть точнее, то это «пользование, но не обладание» и подход скорее сервисный) снижает практически до нуля стоимость перехода от пользования одним продуктом на пользование другим. И так же быстро вернуться обратно.

И, что самое важное, этот подход выгоден всем игрокам: и тем, кто пользуется и тем, кто это пользование предлагает. Жаль только, что в России это еще долго будет невозможно. Эти блага получают лишь те, кто научился уважать частную собственность. И не свою, а чужую. Хотя... — всё зависит от аудитории.

Источник: блог руководителя Британской высшей школы дизайна Сергея Славинского

Комментарии