14 Октября 2015 года, 13:47

4 октября в эфире радио «Эхо Москвы» вышел очередной выпуск.

В эфире «Эха Москвы» Алёна Владимирская высказала мнение о том, что большинство российских работодателей ищут удалённых сотрудников для того, чтобы сократить затраты: «У любого работодателя возникает такая история: ок, мы ищем удалёнщика. Почему? Нам надо ФОТ сэкономить. Москву мы брать не можем: дорого. В отличие от Америки, у нас ищут удалённых не потому, что ищут лучших, а ищут подешевле. И поэтому, соответственно, давай возьмем из Воркуты — это будет 15 тысяч рублей».

Из-за такого подхода, полагает Владимирская, зарплата низкоквалифицированного работника, работающего удалённо, падает — так как он вынужден «соревноваться» за своё место не только с кандидатами из своего города, но и со всей страны — и велика вероятность, что кто-то из них не откажется работать за меньшую плату, чем он. передачи «Точка», посвящённый проблемам и перспективам удалённой работы. Гость программы и основательница рекрутингового агентства Pruffi Алёна Владимирская выразила мнение о том, что в России удалённая работа выгодна только для двух типов людей: высококвалифицированных уникальных сотрудников и работодателей.

Редакция vc.ru попросила представителей российской ИТ-отрасли выразить собственную позицию по этому вопросу.

«Тенденция "мы всех переводим на удалёнку" — это общее снижение уровня ФОТа» — говорит Владимирская. 

Кроме того, сотрудник, работающий удалённо, говорит основательница Pruffi, медленнее развивается — как в профессиональном, так и в карьерном плане: «Человек, который работает удалённо — он значительно тяжелее, я не говорю, что всегда, но тяжелее карьерно растет в компании. Вот те люди, которые рядом с нами, что называется, креативят, в результате чувствуют такую энергетику компании, которая не передается».

Есть, по словам Алёны Владимирской, и исключения — в основном это уникальные профессионалы, замену которым найти сложно, и они могут диктовать компании собственные условия.

Редакция vc.ru узнала мнения нескольких представителей российских ИТ-компаний о сложившейся ситуации.

2f73b93ab3b21a.jpgГеоргий Лобушкин, пресс-секретарь «ВКонтакте»

Не согласен. Удалённая работа — это прежде всего возможность для организации привлечь большое количество профессионалов в короткий срок без дополнительных вложений в развитие офисной инфраструктуры. Так было, например, когда мы создавали нашу легендарную команду поддержки (вначале все работали из дома; а год назад мы открыли коворкинг, куда по желанию могут приходить работать все удаленные члены команды).

Но тезис о том, что удаленная работа не имеет развития в плане карьерного роста, тоже несправедлив. Очень много ребят из тех, кто работал у нас удалённо, переходили на должности в других отделах. И мы до сих пор рассматриваем этих сотрудников как наш золотой кадровый резерв в других направлениях. В конце концов, удаленность в нашем случае ограничена Санкт-Петербургом. Мы всегда можем собраться и сходить все вместе в кино.

Есть также категория людей, для которых постоянное присутствие в офисе становится невыносимым. И если для характера их работы это (то есть постоянно присутствие в офисе) совершенно не обязательно, то нет никаких причин заставлять их постоянно сюда приезжать (да ещё и по расписанию). Абсолютно не важно, где человек выполняет свои задачи, если он делает это хорошо: в офисе, дома или на Пхукете.

8c8a20c5fd5dce.pngИван Кузнецов, руководитель пресс-службы SuperJob

«Удалёнка» не может нести в себе угрозу снижения зарплат по стране. Хотя бы потому, что это явление не массовое. В основном компании внедряют практики удаленной работы в формате поощрения, либо защищаясь от кадрового голода. Очевидно, что и в первом и втором случае речь о снижении зарплат не идёт, равно как и о каких-то сложностях с профессиональным ростом.

Второй момент, который надо учитывать — на рынке нет однозначного мнения, отличается ли средняя эффективность офисного и удалённого работника. Впрочем, это общая проблема российского бизнеса — мы выяснили, что не более 50% компаний в принципе используют системы показателей эффективности.

Так что сегодня и в ближайшем будущем предложение работать на удаленке будет означать либо то, что вы ценный кадр и компания вам верит, любит, ценит. Либо, что в компании настолько хорошо работает система эффективности, что присутствие в офисе непринципиально. В будущем ситуация, наверняка, изменится. Технологий абсолютно достаточно. Дело за HR-практиками.

Есть ещё третий вариант, когда удаленная работа — это следствие образа жизни. Хочет человек перемещаться между городами, странами и континентами, а не сидеть на месте. Но в таком случае вряд ли для него актуальны традиционные карьерные карты.

be2d11245c59aa.pngОлег Ткаченко, руководитель индустриальной практики рекрутинговой компании Hays в России
Многие компании индустриального сектора, с которыми мы работаем, рассматривают режим хоум-офиса для своих сотрудников. Это обусловлено тем, что промышленные компании обслуживают клиентов, закупающих сложное техническое оборудование на свои производства и находящихся зачастую в удаленных городах и регионах России. Соответственно, им крайне важно иметь в этой локации людей, которые могут оперативно оказывать сервис, отвечать за продажи, общаться с дистрибьюторами и представлять компанию на месте.

На такие случаи и предусмотрен режим хоум-офиса: компания обеспечивает сотрудника всем необходимым для работы, вплоть до автомобиля, и надлежащим образом его оформляет по ТК. Естественно, контролировать удаленного сотрудника сложнее, однако, при наличии четко прописанных KPI и поставленных задачах «удаленность» работника не является проблемой, а благодаря современным средствам коммуникации удаленный сотрудник всегда на связи.

Обычно компании целенаправленно ищут на такие позиции и на такой формат работы людей, знакомых с местной спецификой и в конкретных, приоритетных для компании, регионах.

Несмотря на удаленность работы, сотрудники могут приезжать в центральный офис или города, где работает представительство компании для отчётности. Это намного эффективнее и дешевле, чем когда сотрудник работает в Москве вдалеке от клиента и производства, часто разъезжая в дорогие и неудобные командировки.

Стоит также учесть то, что на производстве может возникнуть проблемная ситуация, и потребуется оперативная помощь. Поэтому для индустриальных компаний продавцы, сервисные инженеры и технические специалисты на удаленке — весьма распространенная практика. Поскольку компания выигрывает за счет мобильности сотрудника, уровень зарплаты у таких специалистов либо такой же, как у сотрудников в офисе, либо выше.

Перспективы развития у удаленных сотрудников зависят от знания языка и от личных показателей. Для жителей регионов работать на условиях хоум-офиса в крупной компании — отличная перспектива. Их зарплата зачастую выше средней по региону, а также есть карьерная возможность перемещения между регионами, если сотрудник мобилен и готов к релокации.

Редакция предлагает читателям поделиться своим мнением об эффективности и выгодности удалённой работы для сотрудников и работодателей в России.

Источник:vc.ru


Комментарии