6 Октября 2015 года, 12:07
Когда ты маленький, не задумываешься о том, какие проблемы есть у больших. Очень хочется стать большим. Но крайне важно, чтобы в процессе роста бизнеса не повторять ошибок, которые обычно допускают большие компании. Эти ошибки очень дорого им стоят и их очень трудно исправлять. Поэтому их лучше не делать. Об этом и было мое выступление на LeanStartUp на этой неделе. Делюсь своей презентацией с моими комментариями и дополнениями к порою не очень информативным слайдам.

10 советов чтобы не профукать полученные от инвесторов деньги.

1. Все что можно не иметь — не имей

Большие компании обременены активами, большим хозяйством. Каждая собственность требует внимания и генерит затраты. При этом масштабы этих затрат порою трудно оценить. Они цепляются друг за друга и в результате — компания неэффективна. Поэтому если можно что-то не брать в собственность и не иметь — лучше этого не иметь.

595393_800.jpgСегодняшние технологии и рынок позволяют отказываться от владения многим, что до этого казалось незыблемым с точки зрения необходимости владения.

С середины сентября я принял решение отказаться от персонального авто и водителя и полностью пересел на сервис такси. Решение обусловлено практическими и экономическими соображениями. Digital is coming… Держаться за свой корпоративный автомобиль и персональных водителей смысла никакого нет. Большую часть времени они маются в состоянии ожидания, а мои затраты при переходе на сервис такси могут снизиться процентов на 50. Это еще один пример того, как меняется мир. То, что было невозможно представить раньше, становится реальностью.

2. Все что можешь делать сам — делай сам

В больших компаниях люди привыкают чуть что привлекать консультантов, обращаться к другим для подтверждения, визирования и согласования. Это такая скрытая форма переложить и работу, и ответственность за нее на других. Вовлечение и ответственность сотрудников в больших компаниях сильно страдает. Вам же это не надо!

Поэтому главное правило начинающего стартапера — вовлекайтесь на 120%. Порою кажется, что консультанты и прочие внешние ребята — очень умные и знающие. И у них есть то, что вам нужно. Но, на самом деле, далеко не все, что вам предлагается со стороны, — вам действительно нужно, а многие вещи вы и сами сделаете гораздо лучше. Просто потому что делаете это для себя.
595608_800.jpg
К тому же, когда вы делаете это сам, вы учитесь гораздо быстрее. В процессе самостоятельной работы вы выучите уникальные роли, освоите новые профессии. Поэтому ведите свой блог или сами готовьте то, что вы презентуете! Презентации я делаю всегда сам, хотя, безусловно, в компании найдется минимум пара десятков людей, которые могли бы их сделать за меня и для меня. Но свои мысли и свое видение нужно выражать самому. К тому же, когда что-то делаешь сам, сам начинаешь лучше разбираться в предмете :)

3. Ultimate focus

Большие компании считают, что у них хватает ресурсов заниматься всем. И они теряют фокус. Система усложняется и зачастую теряется управляемость, а расходы растут. Стартапу нужно сохранять предельный фокус, потому что столько ресурсов нет и запаса прочности тоже.
591415_800.jpg
Примером предельного фокуса для меня является менеджмент Snapchat. Эван Шпигель, cofounder и Ceo Snapchat, был у нас в Билайне в гостях, и мы обсуждали различные варианты сотрудничества оператора и Snapchat. Но каждый раз, когда мы предлагали заработать, но это требовало довольно серьезной настройки Snapchat и появления маленькой, но дополнительной функциональности, Эван был непреклонен. Он твердо верил и верит, что должен сохранять предельный фокус и «чистоту» продукта. Это и помогает ему расти среди пользователей. И компания одного приложения уже доросла до оценки 15 млрд долларов.

4. Вставай рано, ложись поздно

Работа в больших компаниях порою расслабляет. Есть свой распорядок дня и все там подчиняется довольно размеренному ритму большой организации. Кажется, что все работает и вставать рано не надо (правда, всегда есть исключения). Но работа людей в стартапе — это совершенно другое состояние. Пахать надо с утра и до поздней ночи. От зари и до зари. Иначе так и останешься стартапом. Или еще хуже — неудавшимся стартапом.

591936_800.jpgЭто мой набор будильников на телефоне :) В 7 утра каждый день я выезжаю на работу. Хотя руковожу большой компанией, но сделать нам надо еще очень много. Поэтому вставать приходится как в правильном стартапе — очень рано. И на работу.

5. Выбирай бесплатные продукты

В больших компаниях всегда большие бюджеты и все более-менее стабильно (хотя тоже бывает по-разному) — и это сильно развращает людей. У сотрудников больших компаний довольно сильно атрофируется мозг на поиск более дешевых и тем более бесплатных вариантов реализации того, что действительно можно сделать бесплатно. Более того, в большой компании, если это бесплатно, то считается, что низкого качества или вообще какое-то фуфло.

Но в стартапах нужно бороться с атрофией мозга и стараться как можно дольше сохранять культуру — находить бесплатные или крайне малобюджетные варианты решения проблемы. И в 90% случаев их реально можно найти.
595769_800.jpg
Даже в нашей большой компании ПАО «Вымпелком» (все ее знают как Билайн) мы используем бесплатные или крайне малобюджетные решения. Потому что это дешево, по-настоящему удобно и быстро реализуемо. Ну и халяву можно найти всегда. Например, сейчас у нас акция для Клиентов нашего тарифа «ВСЁ» — безлимитный и бесплатный 4G. Реклама, конечно, но очень к месту, мне кажется :)

6. Имей в команде трезвую голову

В любой компании нужно иметь трезвую голову. Ту, которая всегда, помимо радужных перспектив, видит и риски и еще умеет считать деньги. В больших компаниях есть Главные финансовые директора с целой службой бюджетирования, perfomance management и тому подобное.

В стартапе не нужно создавать большую службу. Но кто-то с трезвой головой, который будет периодически возвращать всю команду с небес на землю и не даст профукать деньги, обязательно нужен. Только власть ему всю не отдавайте — иначе вообще не взлетите. Тут важен баланс между полетом фантазии и предпринимательством, трезвым взглядом на вещи.
592889_800.jpg
Из моего личного опыта, найти отличного финансового директора и человека с трезвой головой — очень непросто. У нас в Билайне работает лучший финансовый директор, сочетающий в себе и трезвый взгляд и понимание законов развития бизнеса. Ну а дома у меня роль человека с трезвым взглядом на вещи прекрасно выполняет моя жена. И я спокоен за эту часть — и дома, и на работе.

7. Думайте о клиенте

Большие компании вырастают настолько большими, что забывают свое предназначение. У них столько внутренних проблем и забот — переговоров, совещаний и всего такого, что они забывают, для чего они работают. А работают они ради Клиента.

В стартапах порою увлеченные идеей команды настолько воодушевлены своей идеей и тем, что они собрались вместе и все так круто, что начисто забывают про свое предназначение. А предназначение у стартапов и больших компаний одно — удовлетворять потребности Клиента.И если ваша гениальная идея Клиенту не нужна — ваш стартап окажется пшиком. Поэтому прежде всего думайте о Клиенте и о том, какую потребность вы удовлетворяете. И сделайте так, чтобы он выбрал именно вас — потому что удобно, быстро, прикольно и с удовольствием. Без этого — ни ваш стартап, ни ваша команда не нужны в этом мире. Так же как и большие компании — они теряют своего Клиента и неизбежно умирают.

8. В тесноте да не в обиде

Просторные офисы — это для больших компаний. И то, если по секрету, не для всех. Проблема больших компаний — это разрозненность и разобщенность. Люди сидят в разных офисах и на разных этажах. В разных кабинетах и за закрытыми дверями. И от этого многое теряется.

Прелесть стартапа — все рядом друг с другом и в постоянном общении. Это огромный плюс, и чем дольше вы его сохраните, чем позже переместитесь в отдельные кабинеты и разъедетесь по разным этажам, тем лучше.

593565_800.jpgВ больших компаниях ценят общение, но отказываться от своих кабинетов не хотят. Статус, удобство и все такое. Но в Билайне мы стараемся двигаться в обратном направлении. И я из своего большого, но кабинета, перехал в open space.

9. Держи себя в тонусе

Большие компании, работая на сложившихся рынках, держат себя в тонусе анализом своей рыночной доли, постоянно сравниваясь с конкурентами. Это действительно «вставляет» и заставляет думать быстрее и интереснее. В противном случае, любая большая компания начинает жить сама по себе и ее скорость резко замедляется. Посмотрите на монопольные отрасли или там, где доминирует государство, — скорость жизни и тонус в них, как правило, довольно низкие.

Для стартапов доля рынка вообще не имеет значения в силу двух причин. Первое — их доля на действующем рынке мизерна, второе — рынка вообще не существует. Поэтому как-то же надо держать себя в тонусе помимо того, что в тонусе держит постоянная нехватка денег.

Сохранять тонус в этом случае непросто. Добавить энергии и тонуса можно, участвуя в каких-нибудь соревнованиях и конкурсах. Только не надо участвовать во всех — выберите лучшее соревнование и участвуйте. Сами себя оцените, получите кучу вопросов и комментариев, которые точно заставят задуматься, ну и рекламу себе сделаете хорошую. Если, конечно, хорошо подготовитесь :)

596325_800.jpgМы, например, поддерживаем большой конкурс стартапов — Eurasia Mobile Challenge. По всем частям света проводится отбор лучших идей по мобильным разработкам с финалом в Барселоне — на всемирном мобильном конгрессе. Welcome!

10. Берите новых людей в крайнем случае

Большие компании потому и считаются большими, потому что в них работает огромное количество людей. Это круто, конечно, но это и источник огромных забот и проблем. Структуры становятся сложные, информация между уровнями искажается, нужны люди для управления другими людьми, нужны люди для управления людьми, которые управляют другими людьми, нужны системы контроля людей и так далее, и тому подобное.

Каждый новый человек в стартапе (да и в любой компании) — это риск и источник потенциальных проблем. Конечно, новый человек что-то привносит. Но баланс между риском и бенефитами зачастую не в пользу последних. Поэтому расширяйтесь только в крайнем случае, нового человека берите только тогда, когда абсолютно уверены, что он действительно нужен и может делать то, что вам очень надо, и только он может это сделать.

Если следовать этим советам не будете, то очень быстро превратитесь в традиционную организацию со своими большими проблемами и получение таких писем, как показано на рисунке, не за горами. А это признак огромных структурных проблем в организации. Стартапы с такими проблемами долго не живут!

В качестве бонуса к 10 советам добавлю еще один — персональный для руководителя стартапа.

11. Не думай о деньгах, думай о работе

Очень важно, какие цели ставятся перед организацией и какие цели в голове у лидера. Если он думает о том, что станет миллионером или, того больше, миллиардером — вероятность, что он им станет, стремится к нулю.

Источник: блог Михаила Слободина, генерального директора компании «Билайн»


Комментарии