17 Июня 2015 года, 15:00

Недалеко от моего дома уже достаточно давно работает магазин с продуктами из страны, победившей дизайн. Но теперь белорусские продукты не только видно, но и слышно. Рядом с магазином не так давно установили обычный манекен, но вместо того, чтобы молча стоять в витрине, он размахивает руками с объявлением и рассказывает о «молоке из-под коровы». И это смотрится совершенно ужасно.

Не так давно я узнал, что это «изобретение» называется «робот-промоутер». Но это не тот хай-тек, что гуглится, а весьма безвкусное и очень навязчивое... В общем, плохая штука. Но ведь кто-то её придумал и кто-то — поставил. А что еще хуже — вероятнее всего кто-то их еще и распостраняет.  Но это не самый яркий пример дурновкусия: посмотрите на новостройки, даже самые «дизайнерские» дома остаются условно–красивыми только в представлении бывших гопников, ныне уважаемых девеолперов и застройщиков. Но стыд — это не про них. Уродуют окружающее пространство они не для себя и своих потомков. Но это отдельная тема, хотя и плотно пересекающаяся с текущей...

Суть простая: что в одном, что в другом случае маркетологам (и не только) банально недостает хорошего вкуса и правильного эстетического воспитания. Вообще тема хорошего вкуса в маркетинге фактически является табуированной. Считается, что «вкус» и «маркетолог» это понятия разные. Впрочем, и в дизайне такое встречается, но уже значительно реже. Но если в дизайне это требование к профессионалам, то маркетолог (руководящий, фактически, дизайнерами) вовсе не обязан этот вкус иметь. Но результатом отсутствия вкуса является огромное количество ужасных проявлений «вредного маркетинга», такого, который не просто не развивает культуру потребления, а превращает потребителей в животных. Та же современная реклама и упаковка — должны либо воспитывать, либо быть нейтральными. Но в руках маркетологов прежде всего дизайн становится оружием массового поражения.

Но если бы только он. Возвращаясь к тем же самым «манекенам-промоутерам» — да, с точки зрения маркетинга идея неплоха. И я думаю, что многие «псевдо-гуру» её оценят по достоинству, ибо на продажах она может сказаться, так как такой манкен на улице — очень заметен. Так и слово ХУЙ на заборе тоже режет глаз. Но почему этим именем никто не называет торговую марку? Получается, что «материться вербально» маркетологам нельзя, а вот визуально, тактильно и через обоняние — можно. Увидеть такое всё равно что услышать громкую нецензурную брань, проходя мимо. Разве это приятно? Безусловно, можно взять и запретить использование такого «изобретения», откровенно уродующего городскую среду. Но нельзя запретить такой вот варварский образ мышления. Это недостаток культуры, который надо восполнять.

Как? Ходить по музеям, изучать современное искусство, больше путешествовать и обращать внимание на окружающие себя мелочи. Иначе нам не вылезти из того постсоветского дерьма, которое не только окружает, но еще и начинает лесть на рожон. Разрешить этот эстетический конфликт не смогут только городские службы, а сможем мы — маркетологи. Используя как инструмент воспитания свой безупречный вкус и деликатное отношение к вниманию потребителей. Запретить «материться визуально» невозможно. Но осознать это и стараться избегать «грязных приёмов» — можно. Прежде всего начав с себя. Со своего продукта, своей рекламы.

Существует мнение, что чем мы крупнее, тем нас лучше видно. Но видно не того, что больше, а того, кто выделяется. И выделиться можно иным способом. Сейчас можно выделиться, будучи интеллигентным и уважительным по отношению к своим потребителям. Перестать от них требовать внимания и стать просто красивыми. С безупречным вкусом. И тогда вас будут рассматривать не потому как вы громче всех кричите, а потому как это просто приятно. И для этого рассматривающему вовсе не обязательно обладать таким же безупречным вкусом как ваш. У вас он сможет ему учиться.

Источник: блог Сергея Славинского, преподавателя Британской высшей школы дизайна


Комментарии