22 Июня 2015 года, 16:21
Не так давно в блоге организовалась весьма увесистая дискуссия с бизнесменом, предлагающим продукт, который (с моей точки зрения) не имеет право на существование на рынке. Не в силу его несоответствия базовым рыночным требованиям, а в силу его эстетической угрозы окружающему пространству. И эта тема, как раз таки, очень интересна.

Я уже писал про проблему отсутствия вкуса у маркетологов. Хотя, пожалуй, это вообще не считается проблемой, потому как в среде есть ложное убеждение «не важно как это выглядит, важно как это продаёт». Давайте разберемся, почему это не так.

Начнем с простого: с покупки верхней одежды. Когда действует посыл «неважно как это выглядит, главное как греет». Когда действует подобный посыл при выборе автомобиля: «не важно как управляется, важно что едет».... Ну и конечно, про еду: «не важно как пахнет, зато это чистая органика". Конечно, если ты в своей жизни исповедуешь подобные принципы и подходишь к решению задач исключительно таким образом — не кажется тебе и зазорным большинство маркетинговых инструментов формата «орать и впаривать». Это, конечно, крайний случай и уже не из маркетинга, а из психиатрии.

Но как только маркетолог встаёт на сторону потребителя (т.е. становится им сами), сразу возникает «не-не-не, подождите... я в таком не поеду, такое не надену, есть это не буду». Так почему же незазорным считается вести себя перед потребителями таким образом, каким не позволяешь другим вести себя с тобой? Почему мы ездим в Европу и восторгаемся тому, с каким вкусом там все сделано/оформлено, но как только речь заходит о своём магазине/офисе/ресторане, мы сразу начинаем «нуу... у нас такое не поймут» и вешаем вместо аккуратной вывески аршинные буквы исходя из предположения, что нас должны заметить не менее чем с 4-х километровой дистации от объекта.

Почему? Не касаясь каких-то особенностей менталитета, чаще всего мы просто не уверены. Не уверены ни в себе, ни в своих продуктах, ни в своих потребителей. Поэтому вооружившись до зубов (т.е. надев костюм павлина) мы начинаем скакать на одной ноге вокруг своего бизнеса, громко крича и делая пассы руками. Но вот вопрос — сгоняем ли мы клиентов к себе или отпугиваем их — остается открытым.

Агрессивная и неважно сделанная реклама почему-то считается атрибутом дешевого сегмента. Если это страшное дерьмо на вид, то и продукт должен быть доступен по цене. Но в жизни-то всё не так. Это вовсе не ловкий рекламный трюк про продаже дешевых продуктов. Просто ты не можешь сделать ни нормальный продукт, ни нормальную рекламу. Потому как не умеешь ни того, ни другого. Или нет желания. Только страсть к деньгам и стремление урвать побыстрее. Вот и получается такое вот «не важно как выглядит, главное что работает». Только оно не работает вовсе.

Очень часто плохая реклама не то чтобы не работает. Проблема не в этом, работает любая реклама. А вот как она работает и кого привлекает — это большой вопрос. Хотелось бы, чтобы реклама не просто привлекала кого-то куда-то (этому учат «псевдо-школы»), а привлекала ту аудиторию, которая помогала бы бизнесу расти. А дурно сделанная реклама привлекает лишь тех, кому кажется, что здесь дешевле. Т.е. тех, кто будет планомерно снижать вашу маржу и тормозить развитие. Нужна ли вам такая реклама? К сожалению, те кто «генерят трафики», обеспечивают лиды и т.д. — об этом не думают. Но качество рекламы важнее её количества. Причем, верх — это количество рекламы равное «нулю» :-)

Источник: блог Сергея Славинского, преподавателя Британской высшей школы дизайна


Комментарии