13 Мая 2015 года, 09:40
На SpeakersNight в Сколково после моего выступления, где рассказывал о «15 правилах полной перезагрузки в Компании» была традиционная сессия вопросов и ответов.

Лучшим вопросом был признан вопрос про три главных правила взаимоотношений с акционером или твоим самым Большим боссом. Спасибо Сергею Дерябину за этот действительно очень хороший вопрос, крайне актуальный для нашей страны и российского бизнеса.

В нашей стране очень небольшое количество компаний, в которых количество акционеров настолько велико и каждый из них решающего значения не имеет. Очень часто бизнес принадлежит одному Большому боссу или главному акционеру (дальше будем называть его Акционер, потому что Большой босс как определение мне почему-то не нравится), который собственно и определяет «политику партии и правительства».

За долгие годы мне довелось поработать внутри и наблюдать со стороны (что иногда даже более полезно) на многие модели взаимоотношений менеджеров и акционеров. На протяжении многих лет я работал с Виктором Вексельбергом, сейчас работая в Вымпелкоме главным в этой модели является Альфа-групп и Михаил Фридман, за долгую бизнес-жизнь мне довелось наблюдать на модели работы Акционер — Менеджер в структурах Олега Дерипаски, Романа Абрамовича, Алишера Усманова и многих других серьезных бизнесменов, которых часто называют олигархами. Государство как главный акционер — это особый случай, но и здесь законы жанра все равно такие же.

Вот три моих правила работы с Акционером, которых я всегда придерживался по жизни и которые являются залогом плодотворной и успешной работы и взаимодействия в этой всегда непростой конструкции.

Первое Правило. Самое главное
У вас должны быть общие ценности и принципы ведения бизнеса. Это самое главное — это фундамент ваших и отношений и того, как вы собираетесь делать бизнес.

Казалось бы акционеры — это всегда про бизнес, но то, каким образом в бизнесе достигается результат, где черта, которую переступать нельзя, на базе каких принципов и по каким критериям принимаются решения — у каждого акционера все это очень и очень разное.

Если у вас разные ценности и принципы — то вам либо придется себя сильно менять и поступаться своими принципами (хотя тогда они никакие не принципы) либо достаточно быстро Вы поймете что в этой организации Вам не место. Не питайте иллюзий что можно переделать принципы и ценности Вашего Акционера. Это состоявшиеся и сформировавшиеся люди. Как правило обладающие харизмой и влиянием, своим видением мира. Их поменять невозможно. Чуточку подкорректировать — да, но это будет стоить колоссальных усилий, которые как правило не стоят того. Поэтому первое что Вам нужно — это сделать собственный тест на совместимость. Если Вы чувствуете что совместимость невысокая — не идите к этому Акционеру, если уже внутри, то валите оттуда в разумные сроки. Ничего хорошего не получится.

Правило Второе. Самое важное
Доверие и уважение — вот что должно быть между Акционером и Вами. Этот режим не формируется сразу, в него нужно инвестировать свои силы, время и энергию. Построение доверительных и взаимноуважительных отношений является ключом к успешному сотрудничеству. Это должно быть обязательно двусторонним процессом, и это результат взаимных усилий. Не только Вас, но и Акционера.

Если Акционер не демонстрирует желания и потребности в построении доверительных и уважительных отношений — ничего по настоящему хорошего у вас двоих не получится.

Без доверия и уважения количество времени, сил и энергии, которое Вы будете тратить на принятие решений, проведение согласований и одобрений будет огромным, в любой момент решение может быть пересмотрено без особых консультаций с Вами. Ведь если нет уважения, то Ваше мнение не имеет значения, и если нет доверия - то кто ж Вам доверит самое дорогое что есть у Акционера - активы и деньги?

Правило Третье. Самое трудное
Надо уметь говорить Акционеру «НЕТ — Я НЕ СОГЛАСЕН». Самое страшное если Вы всегда в коммуникациях, обсуждениях непростых решений, утверждении планов, бюджетов, проектов — всегда говорите ДА. Все мы люди и каждый из нас ошибается. Если Вы поставлены на управление бизнесом, отвечаете за него, живете им — значит Вы в нем что-то да понимаете. Довольно часто Акционеру хочется всего и сразу, у него свое видение того, что нужно делать по широкому кругу вопросов. Но это не значит что он всегда прав. На то Вы и есть, чтобы в процессе обсуждения, дискуссии, порою жестких разговоров и столкновения мнений вырабатывалось лучшее и правильное решение. Умные люди слушают тех, кому они доверили бизнес, и на самом деле ценят Ваше аргументированное и разумное НЕТ. Если Вы всегда в обсуждении с Акционером говорите ДА — значит Вы умираете как человек, который по настоящему отвечает за бизнес, делегированный Вам.

Говорить НЕТ и не соглашаться в отношениях с Акционером — это всегда очень трудно, порою опасно для Вашего положения. Здесь нужны четкие аргументы, уверенность в себе, глубокое знание предмета и владение искусством ведения дискуссии.

Это непростой путь, но без него к Вам не будет ни уважения, ни доверия. Если Вы всегда говорите ДА, то это с очень высокой вероятностью приведет к провалу. Причем виновником этого провала Акционер никогда не будет — виновником этого провала будете Вы. А оно Вам надо?

Вот собственно и все. Этим трем правилам очень непросто следовать. Часто хочется забыть про то, Вы и Акционер абсолютно разные люди и согласиться на заманчивое с финансовой точки зрения предложение. Часто хочется посчитать не важным, что Ваше мнение не интересует или не принимается по крайней мере в расчет — ну платят деньги и хорошо. Часто хочется избежать боли и напряжения именно в этот момент и говоришь Акционеру ДА, хотя Вы точно знаете что до добра это ДА не доведет ни его ни Вас.

Но все эти компромиссы как правило приводят к печальным результатам. Очень редко что-то по настоящему серьезное и хорошее можно сделать если не следовать этим правилам. Очень редко. Я в своей жизни такого не встречал. 

Источник: блог Михаила Слободина, генерального директора компании «Билайн»

Комментарии