29 Мая 2015 года, 09:10

Предприниматель из Африки, основатель закрывшегося проекта для книгоиздателей Paperight Артур Арттвел написал в своем блоге на Medium заметку о том, почему он больше не хочет заниматься стартапами, какие уроки он вынес из своего опыта и почему молодые предприниматели так много времени тратят впустую.

ЦП публикует перевод заметки.

В этом году я закрыл свой стартап. Так что теперь я могу спокойно рассуждать о том, что я мог бы сделать по-другому. Это был полезный опыт, из которого я вынес несколько уроков — например, никогда не называть проект «стартапом».

41356fe32f0bcf1b0a6a.jpg«Стартапы» стали товаром для целой индустрии — конференции, сайты, курсы. Основатели молодых компаний теперь должны постоянно проверять, является ли мероприятие действительно полезным для бизнеса, или это очередной способ заработка для организаторов. Привлеченные вниманием, мы тратим ценные рабочие часы на перелеты, выступления, заполнение различных форм только для того, чтобы кто-то мог заработать денег на продаже билетов.

1. Больше никаких стартап-конференций

Меня пригласили на четыре стартап-мероприятия только на этой неделе. Подождите, проверю почту. Пять. Семинары, завтраки, презентации — все это увлечения для ненормальных. Скажите всем «нет».

Считается, что стартап-мероприятия полезны с точки зрения связей. У меня было одно или два полезных знакомства. Большую часть времени эти встречи — бесполезная трата времени, которое нужно потратить на работу.

Ваш проект может быть связан с медиа, медициной, инженерией. Но он, скорее всего, не связан со стартап-индустрией. Поэтому на подобных встречах вы не встретите своих будущих клиентов.

Иногда вы можете позволить себе встретиться с несколькими предпринимателями, которые близки вам по духу. Но если вы не занимаетесь продажами, возвращайтесь в офис и работайте. Или идите домой и проводите время с семьей.

2. Больше никаких соревнований

В стартап-индустрии постоянно проводятся соревнования. На лучшую инновацию, лучший питч, бизнес-план. Иногда приз — инвестиции в вашу компанию (первое место — один инвестор, второе — два инвестора). Честно говоря, я не знаю, действительно ли вам нужен инвестор, который прикупил стартапы во время коктейльной вечеринки? Это как если бы ваш банк сказал, что вы выиграли овердрафт.

Бывает и хуже. Однажды мне позвонили из крупной международной консалтинговой компании, чтобы сказать, что мой стартап получил большую награду за инновации. Но для того, чтобы я мог говорить об этом всем, мне нужно заплатить 7 500 евро. Серьезно.

Еще вы можете выиграть консалтинговую поддержку — это когда выпускники MBA рассказывают вам о том, что вы и так уже знаете. 

3. Больше никаких стартап-медиа

Получить публикацию в стартап-медиа — очень соблазнительно. Особенно, если ваш стартап находится в Африке и получил какую-нибудь награду.

На своем сайте мы хранили длинный список статей и заметок о нас. Мы получали награды в Лондоне, Франкфурте, Нью-Йорке. О нас несколько раз писали в обзорах типа «интересные стартапы», были публикации в Forbes. Нас даже упомянули в книге о бизнес-инновациях.

Но ни разу публикация не привела к звонку инвестора или увеличению продаж. А для молодого бизнеса продажи — это всё, что имеет значение. Какое-то время признание является отличным мотиватором для сотрудников, однако после нескольких наград эффект ослабевает.

Не гонитесь за публикациями в СМИ. Ищите издания, которые освещают вашу индустрию. Они не такие сексуальные как издания про стартапы, но они фокусируются на том, что вам нужно.

4. Не говорите клиентам, что вы стартап

Каждый офисный менеджер хочет любить стартапы. Как домашнее животное. Но никто не хочет покупать у стартапа. Особенно крупные компании. Крупные компании хотят купить у крупных, стабильных предприятий. Они хотят верить, что вы все еще будете на рынке спустя несколько лет. Для нашего проекта Paperight (сеть для книгоиздателей — прим. ред.) было необходимо, чтобы книгоиздатели доверяли нам свои самую ценную информацию. Это безумие думать, что они доверили бы такое «стартапу».

Возможно, нам стоило бы положить бизнес в шкаф, достать его через десять лет, и тогда они бы охотнее общались с нами.

5. Только реальная помощь

В стартап-индустрии все постоянно ищут помощи: эмоциональной, интеллектуальной, финансовой. Но (за исключением очень редких случаев) это будет отвлекать вас больше, чем приносить пользы. Лучше найдите опытную компанию из вашей индустрии. Их эмоциональная поддержка и опыт будут означать для вас больше, чем сто бесполезных призов.

Делайте бизнес, а не стартап. У вас нет времени на другое.

Шеф-редактор siliconrus.com Филипп Концаренко 


Комментарии