20 Апреля 2015 года, 13:15
При обсуждении цен на бензин в разных странах, читатели резонно замечают, что надо сравнивать не абсолютную стоимость, а относительную. То есть нужно считать сколько литров топлива можно купить на среднюю зарплату в той или иной стране.

Если подходить с такой позиции, то выясняется, что в России цена на бензин является одной из самых высоких в мире. Давайте разберемся, почему так получается.

Посмотрите на таблицу, на ней указаны средние зарплаты и цены на бензин в разных странах, а также вычислено, сколько литров топлива человек может купить на свой ежемесячный доход. Учтите, что из-за постоянных изменений стоимости нефти и колебаний курсов валют, все цифры приблизительные.

1525244_900.jpgПервое, что бросается в глаза — это разброс абсолютных цен на бензин в нефтедобывающих странах (помечены звездочкой) от минимальных до максимальных. Единых стандартов нет. Россия со своими 0,67 центами за литр попадает в середину списка. То есть в нашей стране бензин не самый дешевый, но и не самый дорогой. Специально для тех, кто сильно ностальгирует по советскому прошлому, приведена также стоимость бензина в СССР. Как видите, он был крайне дорог.

Кстати, не стоит завидовать низкой стоимости топлива в Венесуэле. Там действительно можно заправить любой внедорожник менее чем за 100 рублей. Вот только со средней зарплатой в 200 долларов вы вряд ли смогли бы на него заработать, даже копя всю жизнь. Вообще, Венесуэла крайне чудная страна. У них дефицит всего, в магазинах часто продуктов нет. Правительство посылает в супермаркеты полицию и войска, чтобы как-то сдержать толпы голодных людей.

Очередь в Венесуэле, чтобы купить хоть что-нибудь.

1525330_900.jpgНо зато топливо не просто самое дешевое в мире, оно дармовое. Бензин превратили в какой-то фетиш. Продукты будут безумно дорогие или они вообще отсутствует, но зато бензин доступен всем и каждому. Это абсолютно нерыночное явление. Даже в Саудовской Аравии, где себестоимость добычи черного золота минимальная, бензин стоит в восемь раз дороже.

Правильнее сравнивать Россию не с экзотическими арабскими королевствами, а с более-менее сопоставимыми с нами странами, в частности с США или Канадой. С ними мы очень похожи и по географии, и по размеру, и по способу добычи нефти. Самое интересное, что в течение последних нескольких лет долларовая стоимость бензина в России и США практически одинаковая.

Казалось бы, нашим водителям не на что жаловаться. Но это пока мы сравниваем абсолютные цифры. Если мы будем считать стоимость топлива с учетом средних доходов, то картина перестает быть такой радужной.

Даже в Москве с её доходами на среднюю зарплату можно купить менее 2000 литров бензина, тогда как в Канаде и США можно приобрести 4000-6000 литров соответственно. Наша столица и её жители, в плане стоимости бензина, могут считать себя стопроцентными европейцами. В ЕС на среднемесячную зарплату можно купить столько же литров топлива, как и у нас.

А вот среднему россиянину повезло гораздо меньше. На его зарплату можно приобрести около 900 литров бензина. Ровно столько, сколько можно себе позволить купить на средний доход в Казахстане, Азербайджане, Ираке, Мексики и Туркмении. Эти страны, если кто не знает, не только добывают нефть, но и экспортируют её в больших количествах.

В итоге доступность бензина в основных нефтедобывающих странах выглядит следующим образом.
0_1444ea_e1d233ff_orig.jpg
Россия, за исключением Москвы и еще пары-тройки ресурсно-богатых регионов, попала в группу стран, где на среднюю зарплату можно купить менее 1000 литров бензина. И хотя мы опережаем по этому показателю некоторые слаборазвитые страны, такой результат почему-то не радует. Увы, но наличие больших запасов собственной нефти в стране вовсе не гарантирует низкую стоимость бензина для её автомобилистов. Это логично. В конце концов, мы же не требуем установить цену на хлеб в 10 рублей на основании того, что пшеница и рожь выращивается в нашей стране.

Нравится нам это или нет, но мы, в отличие от венесуэльцев, живем в рыночной экономике. Нефть надо добыть (зачастую в крайне суровых условиях), доставить на перерабатывающий завод, потом продать бензин на заправочных станциях. Все это требует колоссальных усилий и финансовых затрат, которые сказываются на цене топлива.

Не забудем и про налоги. Впрочем, нефтяные платежи в цене бензина занимают не такую уж большую долю, как некоторые думают. Налог на добычу полезных ископаемых и топливные акцизы дают прибавку к цене литра бензина в восемь рублей.

Приятно, конечно, платить за топливо не по 35 рублей, а всего по 27. Но, во-первых, выигрыш не такой большой. В пересчете на доллары цена бензина составит 53 цента. Это все равно дороже, чем даже в Нигерии с её 0,48 центами за литр. А во-вторых, строить и содержать дороги будет просто не на что. Или вы хотите такое же качество дорог, как в Нигерии?

В Африке хотя бы зимы нет…
0_1444eb_2100e0a0_XXL.jpg
Как ни крути, а нынешняя цена на бензин вполне себе рыночная. Государство может, конечно, напрячься и симулировать заботу об автомобилистах и уменьшить цену на бензин на рубль или даже два. Но принципиально легче от этого никому не станет.

Что же тогда делать? Ответ прост — больше зарабатывать. В Москве бензин стоит как и в других регионах России, но на столичную зарплату можно купить вдвое больше топлива. Как говорится: «это не цены у нас высокие, это зарплаты у вас маленькие». В Норвегии бензин втрое дороже, чем у нас, а купить его на их зарплату можно вдвое больше. Они больше зарабатывают, разница принципиальная. В 2014 году ВВП Норвегии на душу населения составил более 65 тыс. долларов, в России — всего 14 тыс.

О том, как больше зарабатывать поговорим в следующий раз.

Источник: блог Александра Шумского, руководителя проекта «Пробок.нет»

Комментарии