9 Апреля 2015 года, 14:35
Санкции, низкие цены на углеводороды, «злые» американские сенаторы и прочие факторы, негативно влияющие на экономическую ситуацию в России, можно сравнить с сильным ветром, который повалил деревья, корни которых были слабыми и не смогли противостоять сильным порывам. В реальной жизни до прямого соответствия с моей ассоциацией дело не дошло, и верю, что никогда не дойдет. Несмотря на некоторое ухудшение экономического положения, ситуация выглядит более позитивной, чем негативной.
Как природные, так и экономические ураганы были, есть и будут играть роль санитаров леса, удаляя с рынка только те компании, которые не имеют права вести бизнес по причине собственной слабости и болезненности. Устоявшие же, наоборот, только станут еще сильнее и, следовательно, будут готовы выдержать очередные испытания, которые будут обязательно.

На мой взгляд, несмотря на весь негатив, связанный с закрытием компаний, от кризисов больше пользы. Ведь закрываются именно те, кто в своей парадигме организации и ведения бизнеса искажал и извращал положительную суть и роль предпринимательской идеологии в глазах своих сотрудников и своих клиентов, подпитывая и укрепляя своим существованием штампы о жуликоватых эксплуататорах-собственниках и руководителях бизнеса, нечистых на руку предпринимателях, готовых на все ради денег коммерсантов. Именно кризис спасает общество от ложного идеологического пути, когда нежелание руководителя развивать себя оправдывается им наличием историй успеха недоучек, нежелание тратить средства на обучение сотрудников укрепляется тем, что и так прибыль растет. Клиенты удовлетворяются общением с нелюбезным персоналом, а отсутствие заботы и уважения к людям обосновывается тем, что «они понимают только по-плохому».

Именно кризис может в короткие сроки заставить изменить подходы большинства к ведению бизнеса? Никакие статьи, книги, агитация и призывы быть более эффективными, человечными и открытыми не воспринимаются большинством управленцев как инструкция по применению, пока они не станут единственным способом к спасению и развитию в изменившейся среде. Пока окружающая бизнес-среда позволяет жить по привычке, мало кто по своей воле захочет лишать себя созданного комфорта, «сниматься» с насиженной управленческой парадигмы и пускаться в приключения. И еще какие приключения…

Познакомьтесь с четырьмя основными вершинами, которые необходимо покорить.

1. Выбрать правильную идеологию

Сейчас самое время задуматься о главном – о сути. О причине, по которой в современном обществе востребована такая социальная активность как бизнес. Идеология об эксплуатации и присвоении прибавочной стоимости, прямо скажем, никуда не годится и не может работать. Бизнес, первой целью которого является зарабатывание денег, не выживет. Суть бизнеса в том, чтобы служить! Служить своим клиентам, своим сотрудникам, обществу. И это исключительно прагматичная точка зрения. Разве клиенты не платят деньги за то, что бизнес решает их задачи, обслуживает их потребности, удовлетворяет их желания? Мы – клиенты – не платим, если не удовлетворены наши потребности.

А работают ли сотрудники на предприятии, которое не удовлетворяет их потребности? Работают. Могут работать даже долго, но всегда плохо. Какая досадная близорукость – считать наоборот! Это словно думать, будто дерево сможет расти корнями вверх, а кроной в земле.

2. Поставить улыбки сотрудников на первое место

Что касается денег, то приведу один пример, чтобы не выглядеть голословным, заявляя, что первая цель – зарабатывать деньги – для бизнеса является разрушительной. Максимальный финансовый результат возможен при минимизации затрат и максимизации выручки. Следовательно, все то, что не влияет непосредственно на увеличение выручки, нужно «резать». Улыбки сотрудников компании прямо влияют на выручку? Нет! Никто никогда не докажет финансово-ориентированному управленцу, что плюс три улыбки увеличивают прибыль на 5%, поэтому надо инвестировать в «улыбки». Но я, как руководитель с двадцатидвухлетним стажем и управленческий консультант, работающий со многими компаниями, уверен на все 111%, что улыбки сотрудников – это первая точка генерации прибыли в компании.

Примеров статей расходов, напрямую не связанных с прибылью, но от этого не менее важных, можно привести сотни. Базовая причина экономической слабости – в самоубийственной идеологии бизнеса, которая заключается в стяжательстве и эгоцентризме.

3. Служить, а не эксплуатировать

Рано или поздно, признав, что смысл бизнеса в служении, руководитель должен изменить свое отношение к людям, которые работают у него в компании. В качестве символа, изменившегося подхода в этом вопросе, из общения должна уйти, например, такая фраза: «На меня работают столько-то человек». Ей на смену должна прийти: «Со мной работают…», «Я работаю с …». Руководитель должен считать, искренне верить в то, что он работает на своих сотрудников и служит им.

Может, для кого-то это сейчас звучит дико, но вспомните, например, фильм «Легенда номер 17». Кто, на кого там работал? Игроки на Тихонова, или Тихонов на игроков? Конечно, Тихонов! Он служил своей команде, делая из нее легенду, состоящую из легендарных игроков, которые смогли стать такими, потому что их тренер отдал всего себя, чтобы они стали теми, кем мы сегодня восхищаемся!

Присмотритесь внимательно к тому, как все устроено в жизни, и вы найдете бесконечное количество подтверждений вокруг себя. Любой руководитель должен перевернуть у себя в голове воображаемое дерево и поместить корни в землю, чтобы обеспечить естественный, стабильный, устойчивый рост. Встаньте на позицию лидерства, как на позицию служения, и проблем в бизнесе станет на несколько порядков меньше.

Как измерить? Очень просто. Достаточно задавать себе всего два вопроса не реже одного раза в год:

1. Конкретное число сотрудников, кому вы помогли добиться большего успеха, чем они могли когда-либо мечтать?

2. Стали ли ваши сотрудники, которым вы помогали, сильнее, мудрее, здоровее, самостоятельнее, что конкретно вы для этого сделали?

4. Добиться правильного вопроса от сотрудников

После того, как руководитель прожил первые три этапа, самое время переходить к изменению картины мира у своих сотрудников и формированию культуры служения клиенту и обществу. Только на этом этапе, используя свой пример отношения к жизни, руководитель может ожидать от своих коллег столь желанного всеми управленцами вопроса сотрудника: «Что я могу сделать для вас?» вместо вопроса «Что вы можете сделать для меня?». Цель этого этапа создать все возможное, чтобы люди полюбили свою работу, относились к ней, как своему самому страстному увлечению.

А теперь скажите, неужели компания, в которой будут работать такие люди, может почувствовать экономический кризис? Никогда! Такие компании чувствуют на себе «плохую экономическую погоду» одними из последних, если вообще чувствуют. Как правило, как и с аналогией с упавшим деревом, устоявшие начинают расти еще быстрее из-за образовавшегося большего доступа к солнечному свету.

Кризис – это всего лишь ветер. Да здравствует кризис! Да здравствует свежий ветер перемен!

Источник: блог Виталий Антощенко, президент OKG SQI Russia


Комментарии