21 Апреля 2015 года, 13:56

Последнее время с клиентской стороны наблюдается интерес не столько к услугам перепозиционирования текущего бизнеса в более перспективную и очевидную нишу, сколько спрос на разработку совершенно новых направлений бизнеса на основе существующих компетенций. Т.е. расширения сферы применения навыков. Эта работа достаточно долгая и не укладывается в стандартные 1-3 месяца, отведенных типично брендинговым проектам, но она крайне интересная. Фактически, это поиск или создание новых продуктовых ниш, для которых в дальнейшем мы разрабатываем инновационные решения (скорее их концепции). Иными словами, помогаем понять что лучше всего получается и, что главное, интересно, интригует и проявляет блеск в глазах, а потом — развиваем эту тему до новых продуктов и рынков, занимаясь каким-то очень странным комплексом услуг. Это и не маркетинговая стратегия. Это и не R&D. Это и не дизайн-исследование и промышленный дизайн. Но и не работы по айдентике. Пока что-то необъяснимое. Создание возможностей? Выявление скрытого потенциала? Или может быть возвращение интереса к бизнесу?

Тема с одной стороны очень обтекаемая, но с другой — весьма конкретная. Потому как даже в условиях стабильного экономического роста, когда бизнес проходит стадию развития и становится зрелым, в конце концов у него возникает вопрос — и что дальше? Для этого обращаются к стратегическим консультантам, которые анализируют тренды, формируют прогнозы и указывают направления. Но это не мы. Потому как оказание таких услуг на высококачественном уровне зачастую непосильно для среднего бизнеса. Более того, средний бизнес далеко не всегда в таких услугах нуждается: его интересуют более прозаические вопросы типа как нам конкурировать, не влезая в борьбу с компаниями, тратящими на медиа гигантские деньги. Более того, я не верю в точные финансовые прогнозы. Занять к 2020-му году 40% рынка — так завещали стратегические консультанты одной не мелкой компании в 2012–м. А потом был 13, 14, 15... этим прогнозам сбыться уже было не суждено, хотя суммы, озвученные консалтингом, бударажили воображение великих комбинаторов: яхты, столовые лафиты, венецианское стекло и 100-дюймовые телевизоры переставали быть мечтой, а становились предметом отложенного спроса. Возможно, будущие финансовые результаты заставляли компанию шевелиться. Но, к сожалению, не в том направлении.

Такие услуги хороши для глубоко-акционерных компаний, где нет единого хозяина, бенефициара. Но как только начинается разговор с собственниками бизнеса, стратегический уровень (к сожалению) исчезает. И история инвестирования в Amazon кажется какой-то фантастикой, а не рыночной реальностью. Не могу сказать, что это хорошо — но это наша объективная реальность. Никто не хочет вкладывать деньги в абстрактное планирование будущего, все хотят конкретики. Что-то материальное, а не растущие графики и столбчатые диаграммы. И в качестве предложения возникает адский микс ухваченных трендов, предпринимательских рисков, инновационных продуктов и радикального, им соответствующего дизайна, выталкивающего компанию из общей рыночной массы.

Это — не стратегия. Это скорее набор последовательных и недетализированных рыночных приемов, тактических фокусов, которые актуализируются один за другим. Это направление для поиска, направление для самостоятельных проб и ошибок, успехов и провалов. И я точно знаю, что такие штуки нельзя называть стратегией. Но... есть одно «но»...

Сейчас российский бизнес переживает трудные времена психологической ломки. Раньше он «осваивал темы». Незаполненная ниша, высокая маржа, сбыт по знакомым... И бизнес выстраивался. Тот бизнес, который зарабатывает деньги, приносит прибыль. В конце концов отлаживались процессы, выстраивались системы, уходил стресс и компания выходила из крутого пике в плавный рост. И бизнесменам становилось невообразимо скучно, потому как этот бизнес был далёк от удовольствия, которое может приносить любимая работа. А это происходит всегда. Поэтому невзирая на кризис, невзирая на стагнацию и спад — поиск того бизнеса, который приносит удовольствие и даже работает изначально вопреки — продолжается и прямо сейчас. Вспомните Ферруччо Лаборгини. Если бы ни его тяга производить спортивные автомобили, у многих сейчас не было бы заветной мечта. А он сам бы вошел в историю как производитель такторов. А многих производителей тракторов вы знаете по именам?

Источник: блог Сергея Славинского, преподавателя Британской высшей школы дизайна


Комментарии