24 Апреля 2015 года, 13:38
Думаю, что это будет полезно. Ведь очень часто ребрендингом мы называем совершенно иные вещи — работы по рестайлингу и редизайну. И подмена понятий — далеко не всегда это злой умысел, целью которого является продать дороже работу по созданию фирменного стиля, разработку логотипа и упаковки. Часто это просто неосознанное следование моде. Но ведь есть куча отличных работ по разработке фирменных стилей и упаковочному дизайну (посмотрите тот же The Dieline), которые не называются ребрендингом, но от этого не становятся хуже. В общем, ясность внести хочется:

1. Ребрендинг — это составная видимая часть стратегического процесса, который декларирует намерения компании проводить радикальные изменения, связанные с освоением новых продуктовых категорий или целевых групп. Т.е. в основе ребрендинга всегда лежат изменения в продукте и/или рынке. Если ни то, ни другое не поменялось — мы скорее говорим о рестайлинге или редизайне.

2. В основе ребрендинга лежит сформулированная идеология. Это так же является следствием первого пункта. Процесс ребрендинга (и его инициация вообще) вызывается тем, что существующий образ компании / бренда не соответствует его новой сущности. Поэтому визуальная часть меняется на основе идеологической. И описание (для потребителей) нового образа — неотъемлемая часть процесса и результата. Это не дескриптор, слоган, байлайн и иже с ними. Это четкое описание позиции, которую бренд хотел бы занять в голове у потребителя. Ответ на вопрос «кто мы?» его словами и кратко.

3. В процессе работы над ребрендингом не появляется креативных альтернатив. Т.е. креативная идея, лежащая в основе всегда одна, а вот стилистические решения могут быть разными. Т.е. единое содержание, выраженное через несколько стилистических форм — уместно. В том числе это еще и маркер качества самой концепции, которая не должна допускать неоднозначность. Именно поэтому с точки зрения ребрендинга чаще используется итерационный, чем пошаговый подход.

4. Самое главное. Благодаря изменяемым внешним атрибутам внутри компании перестраивается «структура мышления». Т.е. если раньше компания фокусировалась на одном наборе ценностей, в том числе вербализируемых и визуализируемых, то теперь в её фокусе — иной набор. И дизайн–решения, например, должны помогать сотрудникам компании / бренда измениться. Поэтому процесс ребрендинга в отличии от редизайна или рестайлинга, не ограничивается созданием макетов печатных материалов, коммуникаций и т.п. Ревизии подвергаются все точки контакта с брендом, причем как внешнего потребителя, так и внутреннего. Для последнего создается особая «атмосфера нового мышления», маркеры которой (проявление фирменного стиля) должны напоминать об изменившейся идеологии.

5. Самое простое. Как правило, в работах по ребрендингу на долю графического дизайна и айдентики уходит менее 30% ресурсов. Т.о. основные трудозатраты связаны именно с разработкой идеологической базы, а не с её визуализацией. Это касается и времени и структуры расходов (если мы говорим о детализированных сметах).

Источник: блог Сергея Славинского, преподавателя Британской высшей школы дизайна

Комментарии