20 Марта 2015 года, 13:56
Ваш бизнес прост и неубиваем как стальной подшипник? Ничего хорошего. Ведь в кризис побеждает не стабильность, а антихрупкость. Что это за качество и как его правильно культивировать, –рассказывает директор и руководитель направления «HR-консалтинг» ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» Евгений Доценко.  

Какой бизнес будет лучше чувствовать себя в кризис – стабильный или антихрупкий? Интуитивно эпитет «стабильный» вселяет больше доверия и уверенности в том, что даже в непогоду корпоративная лодка не пойдет ко дну. Тем не менее, стремиться нужно именно к антихрупкости компании. Почему важно именно это качество, что оно подразумевает и как его развить? Идею «антихрупкости» систем, предложенную американским экономистом и трейдером Нассимом Талебом, в контексте экономических кризисов и практики российских компаний в интервью Executive.ru подробно описал R&D директор и руководитель направления «HR-консалтинг» ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» Евгений Доценко. 

E-xecutive.ru: Нынешний кризис – очередная проверка российских компаний на «хрупкость». В чем его принципиальные отличия от кризиса 2008 года?

Евгений Доценко: Весной этого года наступили спровоцированные известными факторами кризисные явления. Нагрянувший кризис был ожидаем и предсказуем, его последствия дополнительно усилил политический фон. При этом у нынешнего кризиса, по сравнению с событиями 2008 года, есть принципиальное отличие: очень много неизвестных и высока степень неопределенности. В 2008 году было много прогнозов. Каждый месяц чей-то прогноз сбывался, а чей-то – нет. Тот, кто угадывал, тихо радовался своей удачливости, хотя в следующем месяце сбывалось предсказание другого оракула. В нынешней же ситуации никто не может описать будущее. Поэтому компаниям необходимы свойства, которые позволят выжить в этот период и, возможно, выиграть.

Главный вопрос нынешнего кризиса – как бизнесу и его участникам, в том числе HR, реагировать на сложившуюся ситуацию, чтобы не просто выстоять, но и получить прибыль? Вот почему разговор об антихрупкости сейчас особенно актуален.

E-xecutive.ru: Антихрупкость бизнеса подразумевает в первую очередь умение сохранить стабильный бизнес в кризис?

Е.Д.: Нассим Талеб в своей концепции вводит понятие «антихрупкость» в контексте неопределенного будущего. Поясню на примере. Если, как пишет Талеб, вы почтой в Сибирь отправите набор хрустальных бокалов, то, скорее всего, они не прибудут в точку назначения целыми из-за своей хрупкости. А я продолжу эту метафору: если вы отошлете почтой в тайгу стальной подшипник, он, в отличие от фужеров, скорее всего, доберется до нужного адреса в неизменном виде и не потеряет ни одно из своих свойств. Подшипник неуязвим, и его совершенство в том, что он очень материалоемкий, в этот предмет вложено много ресурсов.

Проводя аналогии с российскими госкорпорациями, отмечу, что если они не на 100% неуязвимы, но близки к этому, ведь огромное количество ресурсов, в том числе финансовых вливаний, позволяет им спокойно смотреть в будущее. Однако неуязвимость не является противоположностью хрупкости. Антихрупкими будут системы, которые в условиях высокой изменчивости выигрывают, становятся лучше. Неуязвимые в нестабильных условиях всего лишь сохраняют свои свойства. Талеб отмечает, что большая часть биологических систем относится к категории антихрупких. Проиллюстрировать их свойства можно на примере развития туберкулеза. В настоящий момент появились очень стойкие формы этой болезни, они совершенно не поддаются медикаментозному лечению. Причина – адаптация бактерий практически ко всем антибиотикам. Понятно, что ради этого «достижения» им пришлось пожертвовать многими больными клетками, зато теперь резистентность туберкулезных бактерий просто невероятная.

E-xecutive.ru: Какие элементы хрупкой работы с людьми в кризис дорого обходятся компаниям?

Е.Д.: В концепции Талеба нет идеи антихрупкого или хрупкого HR, поэтому мы развили ее дополнительно. В контексте управления людьми хрупкая система – это система, снижающая устойчивость организации. Неуязвимая система останется неизменной при любых внешних событиях, а антихрупкая система позволит получить выгоду в неблагоприятных условиях.

Хрупкий HR предполагает строгое следование правилам, навороченные, сложные HR-процессы, требующие много времени и ресурсов. На определенном этапе развития у крупных транснациональных корпораций формируются именно такие HR-департаменты. Они хрупки, поскольку им нужны значительные ресурсы для поддержания множества процессов, выгода от которых неочевидна, более того, эти процессы создают сложности и мешают сотрудникам. Дополнительную хрупкость таким компаниям добавляет погоня за модой и никому не нужными знаниями. Например, все дружно бросаются учиться чему-нибудь трендовому, например, штудируют knowledge management, а потом столь же внезапно охладевают к этим курсам.

Или еще пример хрупкой работы с людьми. Представьте, что вы заключили долгосрочные контракты с сотрудниками с фиксированной зарплатой в долларах США. Сотрудники рады, и им все равно, что в кризис компания платит им нереальные деньги. При этом не стоит ставить знак равенства между людьми и организацией – это не одно и то же. Так что если мы умудряемся заключить неэластичный контракт с персоналом, то вынуждены за счет этого тащить «хвост», повышающий хрупкость компании.

Еще один пример, который часто мелькал в интернете несколько лет назад. Речь об инвестиционном менеджере, который рискует деньгами вкладчиков. Почему он идет на риск? Опасная игра выгодна, в первую очередь, ему самому. Если он проиграет, то с ним ничего не произойдет, а если выиграет, то по итогам квартала или года получит существенный бонус. Что обеспечивает такая система материального стимулирования? Безнаказанность за проигрыш и существенную награду за победу. Естественно. такой инвестор будет рисковать, двигая систему в сторону хрупкости, – так уж устроена его система оплаты труда.

Источник e-xecutive.ru


Комментарии