31 Марта 2015 года, 14:35
Каким образом поддерживать интерес к работе у команды? Как вдохновить сотрудников, которым приходится выполнять рутинные обязанности? .

Ани Багдасарян, Руководитель проекта Промокодабра Global Leads Group GmbH

Стартап — это начало. Начните грамотно. Если вы начнете неграмотно, то началу быстро придет конец. Согласно теории предпринимательства, выдвинутой Сетом Годином, самая трудная задача для начинающего предпринимателя — каждый раз выбираться из ям, которые постоянно встречаются на его пути. Если яму первого уровня (предшествующую первому успеху) преодолевают многие, то с ямой второго уровня (когда приходится мотивировать себя самому продолжать заниматься рутинными делами после первого успеха) выбираются немногие. В данном случае, безусловно, речь идет о лидере компании, но если даже лидер испытывает кризис мотивации, то, что говорить о руководителях более мелких проектов внутри стартапа и рядовых сотрудниках?

Я являюсь руководителем проекта Promokodabra.ru, который принадлежит к сегменту онлайн-торговли. Под моим руководством работает 13 человек из разных стран (Испания, Италия, Португалия, Бразилия, Мексика, Россия, Украина). Когда я пришла в компанию, проект только открылся, и первоочередными задачами были создание сплоченной команды и мотивация сотрудников. Эти задачи я решала частично интуитивно, частично, опираясь на уже известные научные исследования. О том, как я достигала поставленной цели, расскажу далее.

Вернемся к Годину: если у руководителя наступает кризис мотивации, то очевидно, что мотивировать рядовых сотрудников необходимо. Предпринимателям Годин предлагает просто делегировать надоевшие и занимающие много времени обязанности помощнику и заниматься стратегическим планированием. Но что же делать остальным работникам, которые в стартапах, как правило, незаменимы и не могут свои обязанности никому делегировать? Рутина — потенциально опасна для стартапов и часто становится причиной понижения показателей производительности, а также роста ненавистной текучки. Каким же образом можно поддерживать интерес к работе у членов команды?

Я составила список всех возможных приемов, благодаря которым достигла значительных результатов и которыми пользуюсь до сих пор. Возможно, они будут полезны многим начинающим руководителям проектов, да и руководителям стартапов:

1. Офис (используйте помещение)

Нам повезло больше, чем многим другим стартапам, потому что Global Leads Group арендует просторный лофт, в котором достаточно места для всех сотрудников.

а) пересаживайте;

Пересаживайте сотрудников для того, чтобы им было удобно работать в команде и быть в пределах досягаемости. Меняйте расстановку столов в офисе, группируйте их оптимальным образом. Посоветуйтесь с коллегами, узнайте об их предпочтениях и пожеланиях. Ваша команда оценит вашу заботу, повысится эмоциональный фон, улучшится коммуникация, а с ними и производительность.

б) организуйте зоны отдыха;

Так как у нас достаточно пространства, по просьбе команды IT мы смогли организовать настольный теннис в центре офиса, а также по инициативе сотрудников был создан небольшой стенд обмена книгами. Главное здесь — проявить заинтересованность самому и заразить людей, показать, что это действительно здорово, поэтому, например, после установки теннисного стола я ни в коем случае не отстранялась от моей команды, а наоборот, принимала активное участие в теннисных матчах. Через какое-то время мы даже победили в соревнованиях среди стартапов и выиграли новый логотип для моего проекта. Это сплотило команду еще больше.
2. Учитесь быть лидером

Лидером быть необходимо, не только для того, чтобы требовать выполнения обязанностей и руководить, но и для того, чтобы организовать, как правило, дезорганизованных сотрудников. Наша компания находится в Берлине. Сами понимаете, что развлечений тут предостаточно. Ситуация осложняется еще и тем, что большинству членов моей команды еще нет и 30 лет. Жизнь кипит, а опыта работы пока что маловато. Всегда необходимо поддерживать не только заинтересованность, но и дисциплину в команде, для этого и важно быть лидером.

а) не давайте слабины;

Будучи руководителем проекта, вы всегда должны верить в его успех, потому что это мотивирует остальных. Если только члены вашей команды почувствуют, что вы не уверены, они мгновенно расслабятся и не будут прикладывать достаточное количество усилий, равно как и потеряют интерес к работе. Вы должны быть искренни в вопросах развития, статистики, взлетов и падений, но не говорить всей правды, которая зачастую заключается в том, что все-таки предсказать будущее стартапа никто не может. Верьте в себя и свои силы!

б) будьте на стороне членов своей команды;

Всегда старайтесь принять во внимание все обстоятельства и объективно оценить ситуацию. Я часто поддерживала инициативы моих коллег и представляла идеи руководству компании. Даже если они не были приняты во внимание, мои усилия и время не были потрачены зря, так как таким образом я заслужила доверие и уважение членов команды, которое является залогом успешной коммуникации в группе, что немаловажно.

в) будьте сами примером;

И это не только теннис... Работайте качественно, приходите вовремя, принимайте активное участие в жизни команды (теннис, футбол... что угодно!), постоянно демонстрируйте личную приверженность ценностям проекта и компании. Поддерживайте в сотрудниках энтузиазм и желание приходить на работу и побеждать. Этот дух необходим для мотивированности сотрудников; только тогда дело будет двигаться вперед.

3. Исследуйте и применяйте

Для того, чтобы быть успешным, всегда необходимо быть в движении. Не стойте на месте, развивайте не только окружающих, но и себя. Два наиболее важных направления в этой связи для меня были психология и IT-сфера. Я постоянно слежу за новинками софта и всего того, что необходимо для работы в Интернете, а также читаю всевозможные научные статьи об управлении, психологии подчиненных и т.п. Спустя какое-то время я вывела несколько правил:

а) умейте спросить, но и умейте грамотно поставить цель;

Безусловно, мониторинг и контроль работы каждого из подопечных необходимы, но помните, что успех на 90% — это верная постановка цели. Для меня как руководителя проекта было важно не только ее грамотно сформулировать, но и верно распределить обязанности среди членов команды. Для этого нужно понимать, что существует по меньшей мере два типа сотрудников:

1) ориентированные на профессиональный рост;

2) ориентированные на производительность и всеобщее признание;

Согласно исследованиям, проведенным Университетом Гронингена, подход к этим двум типам сотрудников не должен быть одинаковым. Первый тип более заинтересован в профессиональном росте и личностном развитии, и поэтому нуждается в меньшем контроле, при этом более продуктивен. Им можно давать более креативные и трудные задания. Второй же тип более склонен выполнять стандартные операции и добиваться лучших результатов за счет оптимизации рутинного процесса. Такие люди не ищут саморазвития, им необходима похвала и поощрение за выполненную работу. Первый же тип, получает удовлетворение от самого решения трудной задачи, поэтому менее нуждается похвалах, поощрениях и «танцах с бубнами».

Соответственно, первому типу лучше ставить более креативные и трудные задачи по развитию и созданию чего-то нового с более долгим далеким дедлайном, а второму типу — необходимо выставлять ежедневную норму обязанностей и проверять качество выполнения. Такой подход будет эффективнее, чем ставить всех в одни и те же рамки, хотя потребует от вас навыков психолога.

Производительность неизбежно повысится, также как и мотивация. С другой стороны, безусловно возникает вопрос: если второй тип труднее заставить работать, может, легче нанимать только первый?

Тут не так все просто. Во-первых, все стартапы стремятся удержать сотрудников, а не менять их, как перчатки, в поисках первого типа. Во-вторых, чистых типов в природе не существует. Существуют люди более и менее склонные к тому или иному типу. Поэтому задача руководителя — распознать склонность к тому или иному типу, но культивировать только первый тип, что, в конечном счете, приведет к изменениям рабочего поведения персонала. Такую стратегию используют многие компании: например, Toyota.

б) создавайте атмосферу личностного роста внутри компании (проекта) и влияйте на менталитет работников;

- организуйте мастер-классы от сотрудников компании;

В нашем проекта я сама провела один мастер-класс по email-рассылке, после которой повысилась ее продуктивность. Команда IT начала проводить регулярные семинары по HTML и т. п. Запросы о том, что хотелось бы узнать, направляли сами члены команды.

- brainstorming;

Совместная генерация идей также способствовала сплочению команды и разнообразила офисную жизнь. Мотивация изобретения чего-то нового в стартапах вообще гораздо лучше работает, так как все надеются стать очередным SoundСloud или Apple. Помните, что после генерации и воплощения идей всегда необходим глубокий анализ, потому что только тогда вы будете учиться на своих ошибках, а не совершать их вновь и вновь.

- поощряйте сотрудников за успехи и достижения;

Я не раз отмечала наши успехи вместе с командой шампанским, тортом и т. п. Это необходимо, так как достижений вначале всегда немного, но даются они тяжело. К какому бы типу сотрудники ни относились, они живые люди, поэтому похвала необходима, если не материальная, то хотя бы устная. Учитесь ценить членов своей команды и произносить благодарственные речи.

- ставьте новые тактические задачи помимо обычных рутинных задач;

Это разнообразит жизнь сотрудников, потому что позволяет взглянуть на проблему с другой стороны. Проведите рекламную кампанию; выберите элемент, который необходимо доработать, и работайте только над ним определенное количество времени; thinking out of the box! Как говорится: «Если не можешь решить проблему, измени свое отношение к ней».

- оптимизируйте софт;

Старайтесь постоянно быть в курсе технических новинок. Поощряйте инициативу сотрудников находить новый софт и тестировать его, сами ищите и предлагайте их вашим коллегам. Конечно, вы столкнетесь с инерцией сотрудников, которые привыкли к старому софту и не хотят с ним расставаться, но это пройдет, когда они увидят результат. Менталитет группы будет медленно меняться.

В заключение хочется сказать: все вышеперечисленное — важные элементы, которые позволяют мотивировать сотрудников и сплотить команду под вашим руководством, однако гораздо более эффективно просто нанимать тех, кто любит свою работу, амбициозен и нацелен на профессиональный рост. Будьте бдительны при найме новичков и увольняйте ленивых и недобросовестных работников. Это не жестокосердие, это бизнес.

Источник: материал Ани Багдасарян, Руководителя проекта Промокодабра Global Leads Group GmbH promokodabra.ru

Комментарии