13 Марта 2015 года, 13:48

Стартапы часто вырастают в великие компании. Но бывает и обратное — славные компании теряют позиции, некогда громкие имена уходят в небытие. В чем причина? В нашей галерее — десять историй из мира технологий.

0101APGHNP.jpgKodak

Еще в 1996 году Kodak занимала четвертое место среди самых ценных мировых брендов, уступая только Disney, Coca-Cola и McDonalds.

Kodak была пионером в своей отрасли. В 1888 году был выпущен одноименный фотоаппарат, который заряжался пленкой на 100 кадров и был примером технологического совершенства своего времени. В 1900 году был выпущен один из самых известных продуктов Kodak — фотоаппарат Kodak Brownie, эта модель с небольшими изменениями выпускалась на протяжении последующих 70 лет.

Джордж Истмэн, изобретатель и один из основателей компании, создал не только фотокамеру, с которой мог работать каждый, но и придумал легендарный слоган: «Вы нажимаете на кнопку — мы делаем все остальное». Эти слова стали девизом для американских компаний в XX веке. Главным потребительским свойством на всем его протяжении стал принцип: «Это должно быть просто!»

Бренд Kodak стал синонимом процветания для всего мира. Но масштабы бизнеса и выстроенная логистика продаж фотопленки и ее последующей обработки не позволили руководству вовремя осознать, что рынок начал резко меняться.

Предпосылки для банкротства Kodak появились в 1975 году, когда был создан первый цифровой фотоаппарат. Парадокс в том, что его изобретателем стал инженер Eastman Kodak. Компания не смогла быстро перестроиться и разглядеть потенциал новинки, а вот потребители сразу оценили преимущество цифровой фотографии над аналоговой и стали переходить на новую технику. Пока Eastman Kodak не торопилась осваивать новую нишу, ее заняли другие бренды.

В 2012 году корпорация была вынуждена подать иск о банкротстве, попросив государство защитить ее от кредиторов. Долги Kodak составляли астрономическую сумму — $6,8 млрд.

0203BEKHEG.jpgNewton MessagePad

На фото — Apple Newton Messagepad 1993 года. Ничего не напоминает? Перед проектом Newton, который был запущен в конце 1980-х, в компании Apple ставили грандиозную цель: создать компактную систему, сопоставимую с настольным компьютером Macintosh. Предполагалось, что это будет устройство размером с лист бумаги формата А4, оснащенное жестким диском, жидкокристаллическим экраном с активной матрицей и инфракрасным портом для передачи данных. Устройство стремились сделать максимально приближенным к естественному вводу информации, оно должно было уметь автоматически распознавать рукописный текст.

Первый вариант получил название Figaro. Но продукт оказался слишком дорогим — $6000. Поэтому было решено разработать на его базе три других прототипа. Выбор среди них позволил бы понять, какой продукт нужен рынку. Эксперты выбрали самый маленький по габаритам и дешевый. Модель под названием Junior была запущена в серию в 1993 году, получив при выходе на рынок название Newton MessagePad.

Это устройство стало первым в новой категории — «персональных цифровых помощников» (personal digital assistant, PDA). В России их чаще называли карманными ПК (КПК). Компьютер получил отличную рекламную поддержку, его премьера прошла более чем успешно. Но последующие продажи оказались не такими впечатляющими. После возвращения Стива Джобса в компанию в 1997 году проект был признан бесперспективным, и через год его закрыли.

Спустя 12 лет Apple выпустила продукт, который по своим габаритам очень сильно напоминал средний прототип из линейки Newton. Новинка получила название iPad и стала сенсацией.

03rexfeatures_910329a.jpgAmstrad

Название этой британской компании, основанной Аланом Шугаром (на фото), сейчас мало кто помнит. Но ее персональные компьютеры в конце 1980-х годов завозились в Россию. Они были в числе лучших систем в то время.

Amstrad была основана в 1968 году и первое время работала на рынке потребительской электроники, выпуская недорогие Hi-Fi системы, телевизоры и кассетные плееры для автомобилей. Благодаря применению эффективной технологии литья пластмасс под давлением, ей удавалось хорошо экономить на изготовлении корпусов и обеспечивать низкую цену.

В 1984 году был начат выпуск домашних компьютеров Amstrad CPC. Слово CPC в этом названии означало Colour Personal Computer («цветной персональный компьютер»). В то время на рынке господствовали модели с зеленым экраном, и компьютеры Amstrad, оснащенные стандартным для будущего времени цветным дисплеем, стали прорывом. Amstrad бросил вызов своим главным конкурентам — системам Commodore 64 и Sinclair ZX Spectrum.

В 1986 году Amstrad объявила о покупке у Sinclair Research прав на производство и продажу компьютерной техники под брендом Sinclair, в том числе легендарной системы ZX Spectrum. И выпустила несколько моделей персональных компьютеров с операционной системой MS-DOS и графическим интерфейсом GEM. Уже первая модель, PC1512, оказалась настолько удачной, что Amstrad сумела сразу занять около четверти европейского рынка ПК.

Однако второе поколение компьютеров, выпущенных Amstrad, столкнулось с проблемой — жесткий диск Seagate давал сбои. Из-за скверных отзывов в прессе Amstrad потеряла репутацию и, как следствие, лидерство на европейском рынке.

Amstrad попыталась выйти на рынок игровых приставок, но ее 8-разрядную консоль опередили более совершенные 16-разрядные приставки Mega Drive и Super Nintendo. В 1993 году Amstrad покупает лицензию у Sega и выпускает модель Amstrad Mega PC, напоминающую Sega TeraDrive. Однако из-за слишком высокой цены и эта попытка неудачна.

В 1993 году Amstrad выпускает карманный компьютер PenPad. Эта модель выходит на рынок на несколько недель раньше Apple Newton. Однако из-за нескольких технических проблем и неудобного интерфейса модель Amstrad оказывается провальной.

Но в Amstrad не унывают. Компания приобретает Betacom, Dancall Telecom, Viglen Computers, Dataflex Design Communications, выходит на рынок телекоммуникаций и становится основным поставщиком приемников для британского провайдера спутникового телевидения Sky. Однако и этот бизнес не приносит ей ожидаемого дохода. В итоге в 1997 году Amstrad PLC была ликвидирована, а ее акции были разделены между Viglen и Betacom.

04VO000604.jpgOlivetti

Фабрика пишущих машин была основана Камилло Оливетти в 1908 году. Продукция фирмы отличалась удобством и хорошей читаемостью шрифта. На Туринской промышленной выставке 1911 года компания получила свою первую медаль.

В 1929 году единственная фабрика Olivetti, находящаяся в городке Ивреа, выпускала 13 000 пишущих машинок в год. Техника Olivetti была культовой. Например, на портативной пишущей машинке Lettera 22 весом 4 кг, разработанной в 1949 году, работали многие известные писатели и журналисты.

В 1960-е годы Olivetti стала заниматься электроникой. Компания создает первый в Италии электронный компьютер Elea 9003. В 1965 году появляется программируемый калькулятор Programma 101, который иногда называют прообразом персонального настольного компьютера. Компания занимала на тот момент 33% рынка пишущих машин в мире и 30% производства другого электронно-счетного оборудования (Olivetti поставляла свою продукцию и в СССР).

В 1983 году Olivetti представили компьютер M24, клон IBM PC, где использовалась передовая тогда ОС MS-DOS и процессор Intel 8086. Модель стала успешной, ею пользовались во многих государственных учреждениях. Но когда Intel выпустила более быстрый микропроцессор Intel 80386, Olivetti отстала от конкурентов, не сумев вовремя выпустить новый надежный продукт на его основе.

В 1995 году Olivetti предприняла попытку восстановить свои позиции на компьютерном рынке и выпустила мультимедийный домашний компьютер Envision. Но этот проект потерпел неудачу. В отличие от ставшего популярным через год аналогичного продукта конкурента, компании Packard Bell. В чем причина — в невезении или недостаточном рекламном бюджете, сейчас сказать сложно. Но Olivetti сдала позиции. В 1997 году было продано ее компьютерное подразделение, а в 1999 году ушел с молотка контрольный пакет акций всей компании.

Полную версию материала читайте в блоге Игоря Новикова на Forbes

Комментарии