27 Февраля 2015 года, 14:23

Читать этот список грустно. Но еще печальнее, что многие компании до сих пор используют эти чудовищные инструменты против своих сотрудников. Надеемся, ваша компания не из тех, где работают только потому, что больше негде?   

Отбить у сотрудника желание работать и профессионально расти просто — для этого нужно постоянно использовать, как минимум, один из приемов, о которых мы расскажем ниже. В результате сотрудники будут покидать компанию со скоростью, достойной «лайка» Гиннеса. А вот в арсенале действительно эффективных работодателей таких штучек нет, они умеют создавать правильную мотивацию и интерес к работе. Надеемся, вы из их числа.

Отсутствие перспектив 

Очевидное отсутствие перспектив — карьерного роста, новых проектов, возможности заработать бонус или прибавку к зарплате, — способно свести на нет желание трудиться даже у самого амбициозного, терпеливого и помешанного на своей профессии работника. Исключение составляют люди, для которых карьерные сдвиги, например, повышение, не является целью. Они получают удовольствие от нынешней должности и не желают что-либо менять. Кроме того, они могут отказываться от дальнейшего роста из-за того, что не видят в себе необходимых для работы на новой должности качеств, например, способности руководить людьми или умения работать со сложными документами. Рассказывает воспитатель детского сада с 30-летним стажем Ирина Сотникова: «Я очень люблю свою работу, и все мои воспитанники для меня очень важны. Общение с ними — это не просто моя работа, это моя жизнь. В течение 20 лет я работала воспитателем в муниципальном дошкольном детском учреждении в Московской области. Мы с коллегами не просто работали от звонка до звонка, а сделали все, чтобы наш садик стал лучшим в городе, создали дружный, хороший коллектив. И этот факт был многократно подтвержден различными знаками отличия, дипломами и так далее, нас любят родители, бабушки и дедушки. Последние десять лет я работаю в частном детском саду. Здесь я тоже воспитатель, хотя мне предлагали перейти на работу в административный отдел, заниматься организационными моментами, работать с документами и так далее. Я отказалась, потому что мне это не интересно и не надо. Я хочу и буду работать с детьми непосредственно в группе». 

Некомфортные условия труда 

При желании, вооружившись списком санитарных требований к рабочему месту, можно найти огрехи в организации даже самого эффективного и тщательно продуманного рабочего пространства. Однако во многих компаниях до сих пор допускаются грубейшие нарушения соответствующих норм, в результате чего люди чувствуют себя некомфортно, ухудшается их здоровье и рабочий настрой, падает мотивация. Попробуйте, например, поработать в комнате, где постоянно кто-то курит. «Когда я только начинала работать в журналистике, сразу после окончания института устроилась на работу в небольшую частную компанию, — рассказывает Executive.ru сотрудница международного информагентства Ирина Боброва. — Выбирать тогда особо не приходилось, поэтому я нашла более-менее приличный вариант и приступила к работе. И практически сразу поняла, что у меня будут проблемы. Редакция находилась в подвальном помещении, без единого окна. Весь день нас согревал только искусственный свет. И, кроме того, в помещении постоянно висел табачный дым, — сотрудники не выходили курить на улицу, а добегали с сигаретой, в лучшем случае, до уборной. Начальство никак не реагировало на просьбы некурящих снизить процент дыма в помещении. Дело в том, что собственник компании сам курил как паровоз прямо у себя в кабинете. У меня начались головные боли, ухудшилось общее состояние, одежда была постоянно пропитана отвратительным дымом. Про то, с каким нежеланием я шла в офис, даже говорить не стоит. Я уволилась очень быстро и не жалею. Хорошо, что недавно принятые законы о запрете курения помогут сохранить здоровье многим людям, не переносящим табачный дым. Но самое главное — сами сотрудники не должны молчать и терпеть плохие условия труда. Нужно «голосовать ногами», тогда работодатель задумается». 

Стресс 

Очевидно, что любая профессиональная деятельность сопровождается стрессом. Однако вопрос не в самом наличии стресса, а в его масштабах, — после систематического превышения возможно допустимых пределов напряжения сотрудник достигает точки кипения, в результате страдает и здоровье, и личная жизнь, и качество работы. Появляется депрессия, усталость, нервозность, раздражительность, апатия. Замученный на рабочем месте живет с головной болью, а также может найти у себя много других недугов, вызванных постоянным напряжением. Эта чума XXI века стала самой распространенной причиной, по которой человек на долгое время может выйти из строя. По своей поражающей мощи стресс превзошел рак, инсульт и сердечно-сосудистые заболевания. 

Сотрудники российских компаний также страдают от стресса. В результате опроса, проведенного HeadHunterсреди двух с половиной тысяч человек в 2014 году, выяснилось, что 17% из них жалуются на рабочий стресс. Больше всего подвержены нервотрепке на работе сотрудники сферы страхования (79%), управления персоналом и маркетинга (73%), и также те, кто работает с закупками и в бухгалтерии (69%). Наименьшее количество жалоб поступило от тех, кто работает в сфере безопасности (52%), индустрии фитнеса и красоты (53%), а также занимается консультированием (55%). Главные причины плохого самочувствия — слишком большой объем работы, сжатые сроки, конфликты с коллегами и недовольство собственными достижениями. 

Факт того, что сильный стресс испытывают сотрудники, так или иначе связанные с работой с персоналом, подтверждает руководитель отдела маркетинга международного рекрутингового агентства Luxoft Personnel Марина Лахина. По словам эксперта, профессия рекрутера является одной из наиболее стрессовых. Основными факторами, снижающими работоспособность консультантов по подбору персонала, становятся ежедневные эмоциональные перегрузки, связанные с колоссальными объемами обрабатываемой информации и необходимостью постоянного общения с кандидатами, а также перегруженность проектами. 

«Если такая ситуация случается, то большой объем проектов по работе над вакансиями может демотивировать сотрудника. Сокращенное количество времени, отведенное на работу над одной вакансией, может повлиять на релевантность подобранных кандидатов, а, значит, на успешность закрытия вакансии. Отсутствие результата приводит к отсутствию заработанных денег как для агентства, так и для себя. Эти факторы могут вызвать развитие синдрома профессионального и эмоционального выгорания сотрудника. Поэтому сейчас в большинстве агентств применяется узкая специализация, консультанты разделяются по направлениям деятельности, рынкам, уровню менеджмента или профессиям, что ведет к более четкой и качественной работе, снижает психологическую нагрузку на рекрутера и ускоряет процесс закрытия вакансий», — рассказывает специалист. 

Несоблюдение компаний финансовых обязательств 

Согласитесь, прием «чем больше и лучше работаешь — тем больше получаешь» — отличное мотивирующее средство. Именно поэтому обе части этого уравнения должны выполняться беспрекословно. Однако случается так, что начальство забирает свои обещания обратно. В результате страдает не только обделенный сотрудник, но и весь коллектив. Как отмечает руководитель департамента «Промышленность и производство» рекрутингового агентстваPenny Lane Personnel Анастасия Селиванчик, из всех причин смены работы среди топ-менеджмента больше половины — это несоблюдение финансовых обязательств со стороны работодателя. Очень часто основными демотиваторами являются систематические задержки заработной платы или невыплата обещанных бонусов. Причем чаще всего топ-менеджеры мотивированы на работу и достижение результатов, им интересно созидать, строить что-то новое или развивать существующие проекты. Моральный дух управленцев сказывается на всей команде, которой они руководят. Поэтому потеря мотивации у топа повлияет на успех всего коллектива. 

Robhofxdimp_txtaparwc.jpgАнастасия Селиванчик: Обманывать топ-менеджмент компании себе дороже
«При ограниченном бюджете владельцы бизнеса предпочитают делать выплаты, в первую очередь, линейному персоналу, а не директорам. С одной стороны, это правильно, поскольку рядовые сотрудники имеют гораздо меньшую финансовую подушку безопасности, но о психологическом комфорте топов не стоит забывать», — рекомендует специалист. 

Отсутствие конечной цели работы 

Кто мы? Куда мы идем? Кому все это нужно? Если сотрудники постоянно задают себе эти вопросы — дело плохо, и в компании пора что-то менять. В противном случае персонал перетечет к конкурентам, где быстро, грамотно и правильно расставят все акценты.  

RGalina_Sedyh.jpgГалина Седых: Вы уверены, что работа ваших сотрудников не монотонная рутина? 

Как отмечает директор по персоналу «Henkel Россия» Галина Седых, четкое понимание, какого результата ждут от работы и как он будет использован компанией для достижения общей цели — один из ключевых факторов, влияющих на мотивацию сотрудника. «Работа, в которой не определена конечная цель, превращается в однообразный монотонный процесс. Постановка задач, четкое определение сроков и качественная обратная связь со стороны линейного менеджера, безусловно, мотивируют сотрудника и повышают его работоспособность. Понимание конечного результата и своей роли в его достижении становится движущей силой, побуждающей сотрудника выполнять работу как можно лучше. Например, в Henkel управление результатами является одной из ключевых составляющих культуры компании. Стремление достичь лучшего результата повышает вовлеченность команды и раскрывает потенциал сотрудников», — делится опытом Галина Седых. 

Отсутствие у сотрудников ощущения безопасности 

Один из весьма существенных факторов, который отрицательно влияет на мотивацию сотрудников, — это неуверенность в своей «безопасности», особенно если люди часто видят примеры грубых и неграмотных увольнений, несправедливых, по их мнению, действий руководства в отношении коллег, жесткие и непопулярные меры, которые не сопровождаются необходимыми разъяснениями среди персонала и работой с общественным мнением. По мнению операционного директора Wyser Russia Ольги Овчинниковой, так устроена человеческая природа – вскоре сотрудник начинает проецировать происходящее на себя и пребывать в уверенности, что в любой момент следующей жертвой может стать он сам. 

«В кризисные периоды, когда с работой плохо, такой сотрудник, конечно, будет стараться спокойно пересидеть и перетерпеть, но при более благоприятном рынке и при наличии хороших предложений его готовность сменить работу будет достаточно высокой, — говорит Ольга Овчинникова. — Логика простая — зачем выкладываться, все равно никто не оценит, а завтра могут и вышвырнуть?». При этом если работодатель проводит пусть правильные, но жесткие меры, и не работает с мотивацией сотрудников, то на такой «благоприятной» почве в коллективе появляются зачинщики брожения и недовольства, которые подогревают упаднические настроения среди коллег. «Понятно, что в современном бизнеса мало какие компании могут существовать без стресса и прессинга сотрудников, однако стресс от интенсивной работы и стресс от постоянной угрозы увольнения, — принципиально разные вещи. Не зря говорят, что когда человек нервничает, он не работает. Бизнес-задачи становятся гораздо более труднодостижимы при демотивации и потере ценных сотрудников, поэтому в борьбе за эффективность важно не забывать следить за мотивацией сотрудников и работать с ней, тем более что существуют разнообразные технологии и способы поддержания у сотрудников обоснованного чувства уверенности в их нужности и ценности для компании и, следовательно, чувства уверенности в завтрашнем дне и высокой мотивации даже на очень интенсивную и стрессовую работу», — советует Ольга Овчинникова. 

Личные проблемы сотрудника 

Пожалуй, единственный демотиватор из списка, который не может быть спровоцирован работодателем. Тем не менее, его влияние на рабочий настрой может быть весьма пагубным, ведь если у вас проблемы в семье, личной жизни, неприятности у друзей — сосредоточиться на работе трудно. При этом на единичное замедление работы вследствие этих причин работодатель еще может закрыть глаза, а вот если депрессия у сотрудника затягивается, и от этого постоянно страдает качество его деятельности — нужно что-то делать. 

По мнению менеджера по подбору персонала RichartsMeyer | Recruitment Group Ирины 

Беляковой,последствия личных проблем сотрудника могут проявляться моментально, когда человек резко теряет способность столь же качественно выполнять свои задачи, и это становится заметно руководству. В другом случае сотрудник сам понимает, что в данный период его приоритеты смещаются в сторону личных вопросов, и ему необходимо посвятить им время. 

Rstjqw_fwoqspmz.jpgИрина Белякова: Есть два главных способа реагирования, если сотруднику мешают работать личные проблемы 

«Но достаточно часто случается, что сотрудник в течение длительного времени не осознает, что личная проблема отнимает большое количество его внимания в рабочее время, в итоге страдает его способность воспринимать информацию, обрабатывать и выдавать результат. При этом признаться себе в необходимости тайм-аута и «перезагрузки» очень сложно. Сотрудник может проработать в таком режиме несколько недель, месяцев или лет, но эффективность его будет невысокой и приведет к профессиональному и эмоциональному «выгоранию», — рассказывает Ирина Белякова. — Поэтому если низкая эффективность связана с личными факторами, то оптимальным решением будет обсудить с менеджментом возможность изменения режима работы или ее приостановки на определенное время. 

Источник: блог Ольги Бедаревой


Комментарии