20 Февраля 2015 года, 09:33
Малыми элементами, но потихоньку складывается картинка той воронки, в которую нас затягивает. Это не воронка продаж, к сожалению, а какой-то нехилый водоворот. Упал спрос, упала потребительская активность и Facebook наполнился свободными специалистами. Первый виток заканчивается. А дальше начнется второй — снова снизиться покупательская способность и снова будет виток увольнений... И так дальше и дальше. Нижнюю границу установить очень сложно и количество «витков», которые будут интересно можно будет определить спадом от каждого. Упасть на 10% в два раза лучше, чем упасть на 20%. Получите на пять витков больше :-)

Вполне допускаю, что на первом витке начался всплеск активности. В прошлый раз все начали резать маркетинговый бюджет. И просчитались. В этот раз все сказали «ага! проходили!» и начали маркетинговый бюджет накачивать. Правда альтернативными медиа. Как в сказке про вершки и корешки. Накачав деньгами интернет-маркетинг мы получим напрочь низкую вместо ужасно низкой эффективность. Потому как накачка происходит до того, как мы осознали — будут ли нас покупать вообще.

Про важность оставаться на неизменном качественном уровне я писал пару постов назад, теперь надо подумать, что делать с коммуникациями. Самое любопытное, что сейчас наступает время тех компаний, которые раньше коммуникациям внимания уделяли мало. Это «второй эшелон», который работал, делал свой продукт и продавал его скорее как мог, благодаря слухам, сплетням и репутации, чем благодаря рекламе. Теперь наступает их время. Время развивать коммуникации, основываясь уже не на рекламном посыле формата «орать и впаривать», а на эмпатии, сопричастности, понимании скрытых мотивов выбора и потребления. Это нельзя «взять и начать делать», это не антикризисная мера. Это иной подход к бизнесу, который сейчас начинает остро нуждаться в собственной вербализации и визуализации.

Сейчас много появилось материалов об EQ (эмоциональном интеллекте) и его пользе для бизнеса. Но привыкнув работать иначе, невозможно перестроиться и стать (вдруг, неожиданно для себя) клиенто-ориентированными, любящими и заботливыми. А ведь это именно то, что помогало «второму эшелону» успешно конкурировать на рынке как продукта, так и сервиса вокруг него. А т.к. потребители сейчас дезориентированы со всех сторон, они готовы пересмотреть собственные привычки и предпочтения — сделать самое страшное из возможного с точки зрения маркетолога и бренд–менеджера.

Можно привлекать брендинговые агентства, которые придумают позиционирование про любовь и уважение, которое вы начнете активно сеять через ролики и лендинги, контекст и контент... Только все эти вещи требуют доказательства. Долгого и упорного. И пока «первый эшелон» тратил силы, деньги и прочие ресурсы на PR и рекламу, выставки и конференции, «второй эшелон» зарабатывал доверие потребителей, сконцентрировавшись на работе. И этот эшелон есть. Причем, не такой и малый. И о нём еще только предстоит узнать.

Конечно, радикальные изменения в продуктах, сервисе и коммуникациях — помогут. Потому как компании, хитростями и уловками пытаясь сохранить цену на свой продукт, клали сначала 180, а потом и 160 грамм вместо 200 (пускай, образно) уже достаточным образом себя дискредитировали. Пришла пора «менять коней». И делать это придется на переправе. Первый раунд начался — портфель потребительских брендов в корзине потребителя за последние 3 месяца уже поменялся на 10%.

Один только вопрос остается открытым. Поможет ли это «выйти из витка», про которые я писал в самом начале.

Источник: блог Сергея Славинского, преподавателя Британской высшей школы дизайна

Комментарии