6 Февраля 2015 года, 11:58
Мы живем в большой прекрасной стране. Но отдыхаем в других странах. Вместо родных гор и рек граждане выбирают пляжи и горы Европы, Азии. Почему в России не развит внутренний туризм?

Сегодня мы обсудим с вами проблему внутреннего туризма, т.е. туризма в России.

Сперва немного расскажу о себе и почему я взял на себя смелость примерить роль эксперта в этой области. Я являюсь директором туристической фирмы, которая специализируется на внутреннем туризме — сплавы по рекам, пешие походы, экскурсии по городам Урала и многое другое (подробнее можете посмотреть здесь и здесь). Кроме того, я сам очень активно и достаточно много путешествую (хотя, не так много, как хотелось бы). Поэтому о проблеме знаю не понаслышке.

4046123_900.jpgИтак, какие бы вопросы я хотел обсудить с вами сегодня:

1. Первый срез проблемы я бы назвал психологическим. Почему-то у подавляющего большинства граждан нашей страны слово отдых ассоциируется с морским пляжем, пальмами и обязательно с визой в другую страну. Что это: совковое наследие или просто желание компенсировать дефицит солнечных лучей, который возникает из-за того, что большинство живет в северных широтах?

Но почему тогда именно заграница? Почему новым символом мещанского счастья стала поездка в Турцию или Египет в формате «all inclusive»? Для меня это остается загадкой.

Хочу рассказать одну небольшую историю, точнее сюжет из моей жизни, который в свое время заставил меня совершенно по-другому взглянуть на все это. Когда мне было лет 18 на улице моего родного города Соликамска (а это Северный Урал) однажды я случайно разговорился с одной пожилой женщиной лет 55-ти. Я узнал, что она родом из Сочи и я, естественно, предположил, что она приехала к нам в город по командировочным делам или к родственникам в гости. Я испытал небольшой шок, когда оказалось, что это не так и она приехала к нам ... отдыхать! Вот так вот взяла и из черноморского региона приехала отдыхать на Северный Урал. По ее словам ей очень нравятся наши леса, наш климат и именно город Соликамск, который насчитывает больше 500-та лет только официальной истории. Надеюсь, что женщина та жива и здорова по сей день.

Могу совершенно уверенно сказать, что встреча с этой женщиной сильно повлияла на выбор моей сегодняшней деятельности, а именно на выбор внутреннего туризма и активного отдыха. Да, это не так выгодно и более хлопотно, чем открыть турагентство и продавать путевки в «Турцию/Египет/Тайланд», но это значительно интереснее и, если так можно выразиться, благороднее что-ли...

Выскажу банальную мысль: нам в наследство досталась огромная страна, 1/6 часть всей суши, и одной жизни не хватит, чтобы всю ее объехать и обойти. Глупо тратить время и ресурсы на изучение других стран, если в своей собственной ты не был даже в самых значимых местах (а у нас именно так зачастую и бывает: Прага или какая-нибудь Анталья нам лучше знакома, чем Соловецкие острова, исторические города Урала или Сибири. Хотя должен, справедливости ради, сказать, что ситуация меняется и не в последнюю очередь благодаря интернету вообще и блогерам в частности.

2. Теперь поговорим о реальных причинах, почему сложилась такая нерадужная ситуация с внутренним туризмом. Чтобы не разводить здесь говорильню и не занимать ваше драгоценное время две основные на мой взгляд я озвучу сразу. Это (1) большие расстояния и (2) накачка нашей экономики нефтедолларами.

Допустим, в наших турах цена на трансферы (заброску, перевозку и все, что связано с перемещением на автотранспорте) составляет от 30 до 50 процентов общей цены тура. Если же брать вертолетные туры, то цена услуг вертолета составляет от 80 до 90 процентов. Зная это, многие скажут, что слетать в ту же Прагу проще, дешевле и быстрее, чем, например, на Урал. И будут правы. Как решить эту проблему, я не знаю. Сам туристический бизнес ее точно не решит, не хватит ресурсов. Это надо делать на уровне государства, а для этого нужна политическая воля.

Теперь перейдем ко второй проблеме, а именно к высоким ценам. Цены у нас высокие по многим причинам, но главная, на мой взгляд это перегретость всей экономики нефте- и газодолларами. В свое время, когда я задумывался о ценообразовании на свои туры, то решил сориентироваться на подобные же предложения конкурентов из Карелии и Алтая. Задача была сделать туры по Уралу дешевле, чем в Карелии или на Алтае. Сказано — сделано.

На следующем этапе я решил «а не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаешь, нашего Шекспира...» и посмотреть на цены заграницей. Не знаю почему, но решил взять за основу цены на сплавы по рекам Тайланда. И обалдел. Чтобы сделать цены лишь равными тайским мне пришлось бы свои снизить в три раза. При том, что большинство исходных данных одинаковые (то же оборудование, то же количество проводников, количество дней и километраж сплава). Естественно, настолько снизить свои цены я физически не могу. Остается лишь радоваться, что по большому счету прямыми конкурентами с фирмами Тайланда или Турции мы не являемся и все это имеет лишь общепознавательный интерес. Но задуматься есть над чем.

4046713_900.jpgКонечно, это не все причины отсутствия интереса со стороны граждан к турам внутри России, но они, на мой взгляд, главные. Дополнительно можно еще отметить отсутствие инфраструктуры, отсутствие кадров (как обслуживающего персонала, так и среднего менеджерского звена), сезонность этого бизнеса, от которой я лично очень сильно страдаю (грубо говоря, зимой поток туристов раз в 15-20 меньше, чем летом).

3. И коснусь еще одной грани этой темы (рискну): развитие внутреннего туризма и власть. Должен сказать, что государство может решить многие из озвученных выше проблем. По крайней мере, ситуацию с транспортной инфраструктурой — точно. И сделать это оно должно не только и даже не столько ради развития внтреннего туризма, сколько ради удобства жизни для граждан. Но есть одно «но», точнее одно условие, при котором все это произойдет: наши власти должны захотеть это сделать. Пока что такого желания я не вижу, при чем на всех уровнях власти.

По личному опыту хочу сказать, что тема туризма стала своеобразной дымовой завесой или красивой ширмой, которой можно прикрыться. Основным источником дохода для власти была и остается эксплуатация природных недр, точнее банальная их продажа. Говорить об этом не принято, да и некрасиво это как-то, неблагородно выглядит. Говорить лучше о развитии туризма, о развитии территорий, о «переходе экономики на доходы от возобнавляемых ресурсов» и бла-бла-бла... А зарабатывать лучше по старинке от продажи леса, нефти, калийных удобрений, ну или, на крайний случай, присосаться к федеральному бюджету (т.е. к тем же самым нефтяным деньгам). Извините за эту «белоленточную банальщину», но тот факт, что истина всем известна не делают эту истину менее истинной. Причем эта незаинтересованность в развитии туризма пронизывает всю властную вертикаль и даже те организации, которые, казалось бы, должны напрямую этим заниматься, отказываются это делать.

4046874_900.jpgТеперь попытаюсь коротко написать о том, что же нам делать для развития внутреннего туризма. Выскажу свое видение.
1. Надеяться, что в России кончится нефть, газ, драгоценные металлы и другие ископаемые. Россия наконец-то избавится от ресурсного проклятия и экономика нашей Родины действительно соскочит с «нефтяной иглы» и встанет на рельсы инноваций и сделает упор на «возобновляемые ресурсы», в том числе на туризм. Но это, если и произойдет, то не при нашей жизни....

2. Путешествовать и еще раз путешествовать по России. А потом описывать это в своих блогах, на страницах своих сайтов и в соцсетях. Интернет реально стал большим прорывом и большой надеждой для туризма, в том числе и внутреннего. Мы все делаем большое дело.

3. Перестать бояться своей страны (понимаю, что это странно звучит). Как это ни странно прозвучит, но главными распространителями мифов о «русских медведях на улицах» являются совсем не иностранцы, а жители городов-миллиоников и жители Центральной России. Я в данном случае опираюсь на свои наблюдения.

Наша страна настолько огромна и наш интерес к ней настолько минимален, что для подавляющего большинства наших граждан география России это большое белое пятно. Некотоыре банально не знают, где расположен тот же Урал, Сибирь, на каких примерно широтах находятся ключевые города (типа Воркуты, Салехарда, Хабаровска, Южно-Сахалинска или Дербента). Просто внимательно посмотрите на карту и поймите одну мысль, что везде там, на этих огромных просторах России, живут такие же люди. И поехать «туда» — это совсем не страшно.

4. Оставить десять комментариев к этому посту в журнале Олега Бармина :-) Это выведет пост в ТОП ЖЖ и Олег пригласит меня на «вахтерство» еще раз. Я в свою очередь расскажу несколько интересных историй из своей практики, дам пару полезных советов и все это, безусловно, сделает внутренний туризм в России безумно популярным!

Где отдыхаете Вы? Ездили ли вы по России, или посещаете только зарубежные страны? Интересны ли вам сплавы, походы, экскурсии по городам России? Что, на ваш взгляд, нужно для развития внутреннего туризма?

Источник: блог директора по развитию в регионах РФ и СНГ Rambler&Co, Олега Бармина

Комментарии