11 Февраля 2015 года, 12:42

Построение бизнеса и дизайн инноваций имеют много общего между собой.

Увидел визуализацию, посвященную инновациям и дизайну, и понял, что она же очень хорошо иллюстрирует некоторые проблемы и нюансы, связанные с бизнесом. Выглядит эта визуализация примерно как на фото.

IMG_0187.pngСказанное ниже не касается клонируемых бизнесов, правильной франшизы или даже спиноффов устойчивых бизнесов. Там развитие идет по иной схеме. Но если вы создаете бизнес с нуля, вы, по сути, занимаетесь такой же разработкой/дизайном и инновациями как и те, кто понимает под инновациями разработку новых продуктов.

Дальше я постараюсь рассмотреть что значат эти сдадии в дизайне инновций, пардон — в создании бизнеса. При этом, я буду смотреть не с позиции стартаперов (за неделю сваяли прототип, еще за две накодили и через месяц вышли на IPO), а с позиции среднего предпринимателя, зарабатывающего на жизнь совершенно земными делами.

fdf4fc0cacf445aa7998a503ef62fd69.jpgОсновные моменты:

1) Стадия исследования

Когда вы запускаете бизнес, вы, по существу, не знаете с чем вам на самом деле придется столкнуться. Внешняя среда подкидывает сюрпризы, на которые вы никак не рассчитывали, клиенты ведут себя не так, как вы предполагали, а Cash Flow во много раз меньше, чем вы рассчитывали и чем нужен для вашего бизнеса.

Основная проблема: реальность не соответствует вашим ожиданиям.

Основная задача: привести ожидания в соответствие с реальностью и найти возможности построения эффективной бизнес-модели.

На этой стадии необходимо многому научиться. Очень хорошо пройти её до открытия бизнеса, если получается. Однако, чаще всего это приходиться проходить «на живую» — я думаю, что именно поэтому 95% бизнесов умирают в первый же год. Если есть возможность, есть смысл привлекать наставников и консалтеров. Хорошим ходом может быть работа в похожем бизнесе до открытия своего.

Примеры:

Если ничего не путаю, Олег Тиньков перед окткрытием ТКС, работал с консалтерами, которые и разработали бизнес-модель банка.

Федор Овчинников перед тем, как открыть Додо Пиццу, специально поработал в общепите, чтобы изучить систему «изнутри».

2) Прототип

Вы поняли основные принципы построения вашего бизнеса, теперь нужно убедиться, что он будет работать и довести бизнес-модель до рабочего состояния.

Это все еще хаос. Автоматизация и построение бизнес-процессов не работают. В худшем случае — ничего не выйдет, в лучшем случае — получится автоматизированный хаос.

Ключевые проблемы:
  • выйти в режим работающей бизнес-модели;
  • нарастить производительность в ручном режиме работы до уровня, позволяющего двигаться дальше.
Поскольку хаос и ручной режим, от сотрудников требуется, с одной стороны, антикризисное послушание, а с другой, достаточная самостоятельность и ответственность для действий в условиях неопределенности. Объективно, это довольно редкие качества и найти больше 1-2 человек очень сложно.

Большинство компаний так и не выходят за рамки этого этапа. Отсюда, кстати, и декларируемые проблемы большинства компаний с поиском кадров — их руководители вместо того, чтобы двинуться дальше, продолжают попытки найти идеальных клонов самих себя.

В качестве примера можно привести опять того же Федора Овчинникова с пилотной пиццерией (ну что делать, если он действует «по учебнику») или любой взлетевший стартап (раз взлетели, значит, сумели преодолеть этот уровень).

3) Дизайн

Вы уже поняли какой продукт должен создавать ваш бизнес, как он должен функционировать и т. п. Вот теперь вы концентрируетесь на построении бизнес-процессов и построении регулярного управления.

Как мы это делаем, я уже рассказывал, поэтому повторяться не буду. Ваши бизнес-процессы, скорее всего, будут строиться достаточно похожим образом.

Источник: бизнес-блог основателя Агентства Кофе Виктора Копченкова 


Комментарии