24 Ноября 2014 года, 13:54

Forbes нашел пять программ нестандартного командообразования, или тимбилдинга, и узнал, как устроен этот бизнес. 

1. Уроки музыки

Организатор: Affettuoso Heritage

Основатель: Никита Фролов

Клиенты: Google, «М.Видео»

Стоимость участия: 2-2,5 млн рублей (12 участников)

Несколько лет назад основатель сети музыкальных школ Affettuoso Никита Фролов решил расширить «ассортимент» услуг своей компании и разработал программу музыкального тимбилдинга. «Продукт был новый, мы до конца не верили, что компании на это согласятся», — вспоминает Фролов. Тем не менее в первый месяц корпоративные тренинги у Affettuoso заказали два десятка компаний. Дальше сработало сарафанное радио — участники рассказывали знакомым, хвастаясь музыкальными успехами. Его стали заказывать фармацевтические, нефтяные компании, инвестиционные фонды и розничные сети. Сейчас это направление приносит организаторам почти две трети прибыли.

Высокую стоимость услуги (это самый затратный для клиента проект нашего списка) Фролов объясняет тем, что в отсутствие конкурентов вправе устанавливать любую цену. Маржа командообразующих проектов Affettuoso превышает 70%, но Фролов считает проект рискованным: «У нас нет права на ошибку. Если хотя бы один топ-менеджер «провалится» на сцене, от нас тут же откажутся клиенты». Самое сложное — сломить скепсис участников, за плечами которых несколько высших образований, MBA и успешная карьера в компании.

Преподаватели предлагают однодневный курс — сначала индивидуальные занятия, затем двухчасовая работа в ансамбле. Можно играть на гитаре, синтезаторе, саксофоне, кларнете, волынке или арфе. Обычно к вечеру команда в состоянии изобразить на сцене музыкальную композицию перед коллегами по компании. 

Для некоторых музыка становится серьезным увлечением. «Однажды в три часа ночи  мне позвонил ассистент одного из клиентов с просьбой выслать ноты — тот репетировал с коллегой и потерял один лист из тетради, а ждать до утра они не могли», — смеется Фролов. Предприниматель хочет объединять в ансамбль топ-менеджеров нескольких компаний. «Дружба, начавшаяся с музыки, сможет помочь в подписании договоров», — говорит он. 

2. Диалог в темноте

Организатор: «Маркеткомпас» и «Русский Консалтинг» по франшизе Dialogue Social Enterprise GmbH

Основатель: Тобиас Райзнер

Заказчики: Школа управления Сколково, Сoca Cola, Ferrero, «Северсталь»

Стоимость участия: 120 000 рублей (до 24 человек)

Тренинг «Диалог в темноте» 25 лет назад разработал немец Андреас Хайнеке. Пару лет назад франшизу с правом работы в России приобрел бывший топ-менеджер Siemens Тобиас Райзнер. Двухчасовым экспериментом в абсолютно темной комнате руководят слепые тренеры, которые ставят перед участником разные командные задачи, на выполнение каждой выделено строго определенное время. «Глаза дают 75% информации о мире, и в темноте участникам приходится заново выстраивать коммуникацию, они вынуждены полностью полагаться друг на друга», — говорит директор проекта Екатерина Виленкина.

Опыт показывает, что в темноте люди очень меняются, к примеру директор компании может забыть только что озвученные правила и даже имена коллег, а у сотрудника-новичка вдруг проявляются лидерские качества. Виленкина вспоминает, что найти первых клиентов было сложно. Основатели обзванивали бывших партнеров по работе, давали рекламу в СМИ, но лучше всего сработали бесплатные тренинги для HR-директоров. За три года тренингом в России воспользовались около 150 компаний. 

3. Поднимем целину

Организатор: отель «Царьград»

Основатель: Константин Малофеев

Заказчики: ритейлеры, логистические компании

Стоимость участия: от 3000 рублей на человека

В 2007 году основатель инвестфонда Marshall Capital Partners Константин Малофеев открыл неподалеку от подмосковного Пущино гостиницу «Царьград». Поначалу это был обычный загородный отель. Но через несколько лет владелец решил, что неплохо было бы снабжать гостей собственными продуктами, и в 2012 году построил неподалеку небольшую ферму. Сейчас в хозяйстве растят быков, кур, кроликов, а продукты поставляют в гостиницу и продают в розницу под брендом «Царьприпас».

Вскоре после открытия фермы московское ивент-агентство обратилось к ее руководству с просьбой провести на ее территории корпоративное мероприятие. Аниматоры отеля вместе с креативщиками придумали, чем развлечь гостей в курятнике, стойле и в поле. Клиенты были так довольны, что руководство отеля решило превратить праздник в постоянную услугу.

Программу превратили в «фермерский квест» и стали предлагать в качестве досуга в дополнение к традиционным услугам в рамках мероприятий для заказчиков. На ферме команды наперегонки ловят кур в курятнике, ищут стеклянную колбу с запиской в зернохранилище на 100 тонн, носят воду коромыслом и разъезжают по полям на тракторах. Весной гостей учат вспахивать поле под посевы, по осени — убирать пшеницу, ячмень и овес, показывают, как делать сливочное масло из сметаны и куклу из тканевых отрезов.

«Сложнее всего было объяснить фермерам, что это за непонятные люди бегают по их полям. Со временем все встало на свои места. Гости не мешают фермерам работать, а те — гостям веселиться», — говорит руководитель отдела анимации отеля Александр Грачев. Повеселиться на ферме любят ритейлеры и логистические компании. Услугу заказывают в среднем дважды в месяц.

4. Лазертаг

Организатор: Клуб военного лазертага «Полигон190», Союз десантников России

Основатель: Алексей Сущенко

Запуск: март 2011 года

Заказчики: «Связной», МТС, «Мегафон», Siemens

Стоимость участия: 2500 рублей с человека плюс аренда боевой техники

Военной темой Алексей Сущенко интересовался с детства, даже окончил соответствующий вуз. Несколько лет назад, когда в России появились первые фирмы, организующие лазертаг (бой лазерными лучами), Сущенко насторожился. Он купил оборудование, испытал на себе и через месяц, уволившись с поста финансового директора сети салонов красоты, основал клуб военного лазертага. Изобретать программу для тимбилдинга предпринимателю не пришлось: командная работа на полигоне с инструктором-спецназовцем — готовая программа по командообразованию.

Первые полгода с клиентами было туго. Оказалось, руководители скорее готовы «гонять» подчиненных по пятому кругу на «веревочный курс», чем пробовать новинки. Тогда Сущенко стал лично встречаться с HR-директорами. «Лучшим аргументом был автомат Калашникова, который я доставал из сумки посреди встречи. Тут же все вопросы об антураже отпадали», — вспоминает он. Сегодня 80% оборота компания получает от корпоративных клиентов. В среднем военный тимбилдинг заказывают 5-7 раз в месяц.

Команды делят на группы по 10 человек, у каждой из них есть своя тактическая задача. Сценарий организован так, что конфликта не избежать. Сущенко сетует, что офисные работники приходят на полигон повеселиться и бывают не готовы к сложной тактической работе. «У многих компаний проблемы с дисциплиной, стоит группа в 50 человек перед командиром и хихикает. Тут мы иногда и резкое словцо можем применить. И для дисциплины хорошо, и для военного антуража», — поясняет предприниматель.

5. Парусная регата

Организатор: I Love More  

Основатель: Вадим Журдан

Заказчики: Нордеа Банк, Volvo, Genser, HP

Стоимость участия: 350 000 рублей (однодневная, Подмосковье, 50 участников)

В 2009 году директор по производству издательства Resto.ru Вадим Журдан впервые вышел в море на яхте. Он так увлекся новым хобби, что уже через два года, оставив офисную работу, запустил самостоятельный проект, агрегатор яхтенных туров под названием Storm crew — сервис для подбора поездки по датам, локации, бюджету и характеру отдыха (в 2014 году Storm crew объединилась с Русским яхтенным центром в общий проект I Love More). Корпоративную регату как услугу Журдан стал предлагать практически сразу. «Все уже напрыгались в мешках, хотели чего-то нового, а яхтинг стал очень популярен среди топ-менеджеров», — объясняет он.

История с одним из первых заказчиков показала предпринимателю, что он выбрал правильное направление, хотя и рискованное. Директор компании — поставщика мебели, имевший опыт участия в гонках, пригласил в регату своих клиентов и владельца фабрики-производителя. Во время заезда на яхте порвался парус. Заказчик мероприятия растерялся, решение нашел его подчиненный — инженер. Казус, впрочем, бизнесу не помешал. Сейчас примерно треть оборота I Love More (всего — около 2 млн рублей в месяц) приносят компании именно корпоративные регаты.


Комментарии