23 Сентября 2014 года, 09:29

Традиционное управление с чрезмерной демократичностью и принятием «середнячковых» решений заставляет ваш бизнес топтаться на месте. Как лидеру расшевелить команду и создать среду, где кипят мозги? Об этом — в мастер-классе профессора по лидерству Пьера Касса на E-xecutive.ru.

Пьер Касс, профессор по лидерству Московской школы управления «Сколково», провел мастер-класс «Вкус лидерства». E-xecutive.ru публикует основные тезисы его выступления.

Лидерство в команде

Установка: руководить командой, то есть вести за собой, ставить амбициозные цели и использовать синергетический подход — практиковать творческий подход к коммуникациям — мотивировать, давать права и возможности.

Мое убеждение таково, что когда люди живут и работают вместе, они страдают от тирании «золотой середины». В чем суть данного высказывания? Еще с давних времен, с первых попыток людей жить вместе, мы никогда не нацеливались на передовые решения. Мы всегда шли по пути наименьшего сопротивления, то есть по пути «золотой середины». Принятие решений посредством голосования, компромиссы, консенсус ... Демократическая система очень сильно страдает от тирании «среднего решения».

Какова тут роль лидера? Запомните: за прогресс никогда не отвечали ни команды, ни организации. За него всегда отвечали индивидуумы. Они боролись за свои идеи, в том числе ставили на кон свою жизнь ради их продвижения. Соответственно, и вам стоит пересмотреть ваши подходы к командной работе и лидерству в команде. Давайте, задумаемся: как сделать так, чтобы, по крайней мере, иногда мы поднимали команду/организацию/семью на качественно более высокий уровень? Какого рода лидерство нам требуется для этого? Представлю вам два пути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что критически важно помнить при работе в команде? Левая колонка — это фундамент, построение команды на основе уважения. Но только с ней вы не подниметесь выше среднего уровня. Правая — это волшебные «пинки», безумные и дикие способы для выхода на качественно более высокий уровень. Но если вы будете использовать только правую колонку, вы создадите нездоровую среду вокруг себя. Поэтому тут критически важна синергия. Правая колонка отлично работает для мозгового штурма, но в плане реализации — это настоящая катастрофа. Поэтому, когда вы будете переходить непосредственно к принятию решений, используйте тактики из левой колонки.

Лидерство в организации

Установка: руководить организацией, то есть бросать вызов устоявшимся представлениям и ценностям — продвигать разумный и качественный подход к работе в рамках всей организации.

Если вы по-прежнему считаете, что коммуникация — это процесс, посредством которого мы понимаем друг друга, вы неправы в виду одной простой причины. Природа создала нас таким образом, что мы не способны понимать и чувствовать друг друга, мы не можем видеть, что видят другие, мы не можем сканировать мозг друг друга. А это значит, что не так уж критически важно понимать друг друга. Так что же такое коммуникация на самом деле? Это процесс, посредством которого мы изобретаем, создаем друг друга заново, влияем друг на друга. Человеческий мозг, который не подвержен влиянию других, не развивается. Соответственно, нужно создавать это столкновение интеллектов. Проблема состоит в том, что в огромном количестве команд, организаций и семейных пар мы уже давно не создаем друг друга, коммуникация происходит на чудовищно низком уровне. Именно поэтому сегодня наиболее важным вопросом в организациях является то, как создать среду, где кипят наши мозги, где мы впитываем, расширяем свои горизонты. Ваша задача как лидеров — создавать такую среду для самих себя и для всех окружающих.

Итак, один и тот же контекст мы все можем понимать по-разному, равно как и одни и те же слова могут в устах разных людей носить различный смысл. Насколько хорошо мы способны выработать объединяющее нас понимание происходящего?

Предположим, мы получили некую информацию и должны выдвинуть суждение. Что будет влиять на его формулировку? Во-первых, наши ценности, установки, ориентиры, возраст, пол… Во-вторых, в сфере лидерства добавляется еще один важный ингредиент — осознание того, чем мы руководствуемся. Вы как лидер должны уметь управлять не только своими допущениями и предположениями, но и понимать, какими допущениями и предположениями руководствуются другие. Вы должны создавать консенсус внутри команды/организации/семьи, который вращается вокруг одного ориентира, но не забывать строить дискуссию вокруг разнообразия мнений и ориентиров, потому что креатив зиждется именно на них, — именно так изобретаются новые ориентиры и установки.

Приведу пример. Идет деловая встреча, где собрались топ-менеджеры крупной транснациональной компании. В зале 200 человек. Глава компании представляет новую тщательно проработанную стратегию развития. Внезапно один человек из зала вскакивает и говорит: «Годится, но недостаточно». Если скажете «не обсуждается» — потеряете доверие. Но наш герой говорит: «Вы думаете, что сделаете лучше?» Человек из зала подтверждает, — у него есть соображения на этот счет. Тогда глава компании объявляет, что программа на вечер меняется, и дает задание всему залу: «Разбиваю вас на группы и даю вам час на то, чтобы сформулировать более продвинутую стратегию». Результат: глава компании изучил полученные результаты, проанализировал и сказал: «Действительно, то, что вы предлагаете — лучше». Если бы вы только видели, насколько выросла мотивация людей («это наше видение», «это наш продукт», «это наша стратегия», «мы вовлечены в создание новых ориентиров»).

Лидерство — это искусство, в рамках которого мы должны уметь прочувствовать свои предположения и допущения в плане и организации, и команды, и семейной жизни. Крайне важно помнить, что допущения, которыми мы руководствуемся сегодня, морально устареют завтра. Поэтому нужно хотя бы иногда их перепроверять, убеждаться, являются ли они действенными. Наконец, мы должны уметь изобретать новые способы ведения бизнеса. Вспомните Facebook, LinkedIn, Google, Yahoo и т.д. Чем они занимаются? Они изобретают новый мир, они придумывают новые предположения и допущения. Если эти слова звучат странно для вас — это означает, что не вы, а другие занимаются экономикой перезагрузки.


Комментарии