3 Июля 2014 года, 09:15

Динамика, роскошь и управляемость — это хорошо, но туда ли пойдет мировой автопром в ближайшие три года? Тенденция такова, что «вечные ценности» отойдут на второй план. А автогурманы будут хвастаться друг перед другом не разгоном до «сотни», а совсем другими вещами.

Мы больше чем уверены: среди наших читателей немало ценителей хороших автомобилей и просто тех, кто с интересом наблюдает за развитием мирового автопрома. И вы (как и мы) наверняка заметили: автомобильная индустрия начинает словно стесняться ценностей, которые еще лет десять назад были основами основ. Ослепительный внешний вид, уютный (а иногда и нарочито росошный) салон, убедительная динамика разгона — все это достигло каких-то стандартно высоких показателей и словно остановилось в развитии. Автоконцерны смотрят по сторонам в поисках точки опоры для следующей революции. И она, похоже, простирается в области информационных технологий.

Итак, у руля автомобиля встают IT. В каком виде они предстанут перед пользователем, чего от них ждать и сделают ли они передвижение на автомобиле более комфортным и безопасным? Вот дайджест подходов и технологий, которым уже открыты дороги общего пользования.

1. Tesla

Можно как угодно относиться к тому, что делает Tesla, но Элону Маску в одиночку удалось создать новое течение в автомобильном мире. Tesla — это не компания, это идеология. Ее электрокары — это привет из самого светлого автомобильного будущего, которое только можно себе представить.

Во-первых, дизайн. Маск и его люди показали всему миру, что экстерьер электрокара не должен навевать ассоциации с биотуалетом на колесах. Во-вторых, поведение на дороге. Пятиметровый автомобиль, построенный на базе Mercedes-Benz прошлого поколения, впечатлил даже главного редактора «Авторевю» и автогурмана Михаила Подорожанского — ради Tesla Model S он продал совершенно великолепный Porsche 911. В-четвертых, Tesla перекраивает отношение к автомобилю как таковому: машина в идеальном мире — это крутой гаджет, который «просто работает». Ничего не напоминает? Конечно, Apple! Такие ассоциации неспроста. В основе Tesla — чрезвычайно простая матчасть, где практически нечему ломаться. На сервис владельцам рекомендуется заезжать раз в год — да и то, наверное, для перестраховки. А «регламентное ТО» для электрокаров и вовсе свидится к обновлению «прошивки» автомобиля через сети сотовой связи, когда автомобиль стоит и никуда не едет. В самых крайних случаях в игру вступают инженеры компании, которые вправляют машине мозги через удаленный доступ. Свежий софт творит чудеса. Он не только убирает ошибки в работе электронной начинки, найденные в процессе эксплуатации, но и реально повышает потребительские свойства автомобиля — например, ускоряет заряд батарей и позволяет проехать большее расстояние без розетки. Говорят, после обновления ПО автомобиль, словно смартфон, приветствует владельца кратким описанием свежего апдейта.

В России на «Теслу» потихоньку пересаживается продвинутая публика при деньгах и представители истеблишмента. Tesla есть у супруги министра связи Светланы Никифоровой (она задекларировала машину). Поговаривают, что два автомобиля Tesla есть у первого лица Сбербанка Германа Грефа. А глава Mail.ru GroupДмитрий Гришин настолько влюблен в свою свежекупленную Tesla Model S, что во время демонстрации автомобиля репортерам Forbes.ru от избытка чувств превысил скоростной лимит. Но мы Дмитрия не осуждаем. Прохватить по Ленинградке на самом крутом элекрокаре в мире — не каждому дано.

Если Tesla окажется у кого-то из наших читателей, отмечайтесь в комментариях. Мы с удовольствием сделаем с вами репортаж и расспросим об особенностям эксплуатации диковинного электрокара в условиях России.

2. «Гиперподключенная» машина

Когда-то компания BlackBerry занимала существенную часть мирового рынка смартфонов. Теперь, пожалуй, единственный шанс на ее спасение — это автомобильные коммуникационные комплексы с выходом в интернет, которые делают машину ближе к владельцу, чем когда-либо. Ее операционную систему QNX от BlackBerry выбрали для себя Ford, BMW, Porsche. Не дремлют и киты рынка. Apple и Google тоже мечтают превратить автомобили в четырехколесные смартфоны. Google на днях анонсировал Android Auto. Впрочем, среди автоконцернов есть и консерваторы, которые предпочитают развивать собственные операционные системы для своих автомобилей. Например, компания Mazda и ее Mazda Connect делают из автомобиля «тонкий клиент» — позволяют подключаться к облачным сервисам и популярным «социальным» сайтам.

3. Автономность автомобиля

Мечту фантастов о самостоятельно передвигающемся автомобиле пытались воплотить в реальность несколько раз. И вот сегодня для этой концепции, кажется, готовы и рынок, и технологии. Volvo и Mercedes-Benz выступили в этом отношении первопроходцами. Их автомобили умеют ездить в плотном потоке без помощи водителя и под присмотром системы разгоняются до 30 км/ч. Появляются «почти автономные» системы и у бюджетных машин. Например, нынешнее поколение Ford Focus умеет парковаться самостоятельно. Правда, автоматика полностью на себя эту задачу не берет: водителю нужно самому жать на педали. Вот как это выглядит:

Про контроль «мертвых зон», систему, сигнализирующую о пересечении линий разметки и прочие «фичи» мы даже не говорим — стандарт! Создавать и совершенствовать свои системы автономности предстоит, пожалуй, каждому международному автоконцерну. С мая 2018 года в США наличие такой электроники станет обязательным для всех автомобилей. Так что у производителей машин просто не остается выбора: им придется делать машины более самостоятельными и учить их принимать решения в самых разных ситуациях.

4. Тандем машины и носимых технологий

Когда машина подключена к сети постоянно, было бы неплохо иметь к ней доступ, не так ли? Причем сделать это так, чтобы доступ осуществлялся не со смартфона (который легко забыть в офисе или дома), а, скажем, с помощью наручных смарт-часов, которые уже начинают появляться на рынке. Но часы, скорее всего, — это только начало. Автомобили обязательно подружатся с Google Glass и их аналогами, чтобы таким образом реализовать, скажем, функциональность навигации с дополненной реальностью.

5. Мониторинг здоровья водителя

Лет десять назад компания Volvo наделала немало шума своим устройством Alcolock — с ним завести двигатель грузовика или автобуса можно было, только «подув в трубочку». Малейшие следы алкоголя в выдыхаемом воздухе — и мотор отказывался запускаться.

От системы были в восторге далеко не все, однако инженеры Volvo думали в правильном направлении: если машина будет знать о физическом состоянии водителя и заблокирует его попытки выехать на дорогу, когда здоровье не позволяет, тем безопаснее для окружающих. Средства мониторинга здоровья — тренд в автоиндустрии как минимум на пару лет вперед. Очень скоро в руль и сиденья машины начнут встраиваться сенсоры, по сигналам которых можно будет понять, а в форме ли водитель. Автомобиль будет в режиме онлайн отслеживать физическое состояние водителя, прикидывать, на сколько километров хватит сил у сидящего за рулем, и распланирует маршрут с остановками на отдых так, чтобы не сильно утомлялся и успевал восстановить силы и внимание.

Другая сторона

Как видим, IT-составляющая волей-неволей проникает туда, где еще лет двадцать назад о ее и не ожидали увидеть. Заплатить за чудеса «сверхнового автомобилизма» нам все равно придется. Нет, речь не об увеличившейся цене автомобиля, нашпигованного всеми этими технологическими вкусностями. Разговор в большей степени касается приватности. И автоконцерны, и производители всех этих чудо-систем получат в свое распоряжение беспрецедентное количество данных о пользователях, в том числе — информацию о здоровье. Готовы ли вы пожертвовать приватностью ради безопасности и удобства, которые сулят новые технологии, зашитые в автомобили недалекого будущего? Нам будет интересно узнать ваше мнение. Высказывайтесь!


Комментарии