3 Декабря 2013 года, 11:20

Принятие решений – основная и наиболее ответственная работа руководителя. От их правильности зависит эффективность управления и, в конечном итоге, вся деятельность компании.

Успешной любую организацию делают такие решения, которые выбирают лучший из предложенных вариантов. Критерии выбора в этом случае должны совпадать с миссией и целями компании.

Не менее важна и разработка вариантов, которая предшествует акту выбора. Недобросовестная работа на этом этапе может не включить единственный лучший сценарий в список тех, из которых будет осуществлен выбор.

Метод Эдварда де Боно интересен тем, что позволяет не только правильно выбрать из предложенных вариантов, но и разработать новые сценарии решения проблемы. По сравнению с другими методами принятия решений это – одно из важнейших преимуществ.

Достоинство метода «Шести шляп» состоит в том, что он использует совершенно разные стороны мышления. Анализ предложенных вариантов дополняется «зеленой шляпой» креатива. А при оценке вариантов применяется не только логика, но и эмоции, не только положительные, но и отрицательные точки зрения.

«Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно

Доктор де Боно является автором сорока пяти книг и двух телевизионных программ. Книги, написанные ученым, переведены на двадцать семь языков. Сорок пять стран приглашали его читать лекции. Самым известным его детищем является метод «Шесть шляп мышления».

В основе методики «6 шляп» лежит идея разностороннего мышления. Что бы добиться высокого результата, проблема должна быть оценена с самых разных сторон. Каждая сторона – «шляпа» – это один из видов мышления человека.

Решая проблему, человек по очереди «примеряет» на себя «шляпы» разных цветов. Он сосредотачивается только на одном аспекте мышления, устраняя все остальные (например, на эмоциях, или креативе). Пройдя все «шляпы» по очереди, руководитель получает уже объективную оценку проблемы. Вот шляпы де Боно:

Белая. Работа над информацией. Объективные факты, цифры, аргументы нужно проанализировать с помощью одного только интеллекта, без участия эмоций. Кроме информации, которая уже есть, нужно также понять, каких данных не хватает для решения проблемы и где их найти.

Красная. Чувства, интуитивные догадки, иррациональное мышление. Нужно понять, какие эмоции вызывает объект. Красная шляпа является противоположностью Белой шляпе, поэтому нельзя обращаться к логическому объяснению своих эмоций.

Желтая. Позитив. Надевая ее, мы думаем о положительных сторонах решения, его перспективах и выгодах. Даже в самой провальной идее Желтая шляпа должна найти свои плюсы.
Черная. В противоположность Желтой, Черная шляпа символизирует пессимизм. Она проводит критический анализ ситуации. Возможные риски, тайные угрозы, любые негативные последствия нужно четко оценить для того, что бы понять, как с ними бороться.

Зеленая. Шляпа креатива. Примерив четыре предыдущие шляпы, мы со всех сторон оценили сложившуюся ситуацию. Пришло время для создания вариантов решения проблемы. Зеленая шляпа творчества ищет новые альтернативы, оригинальные идеи, модифицирует уже существующие вариации. После создания новых сценариев, их снова нужно будет оценить, одевая по очереди предыдущие четыре шляпы.

Синяя. Используется перед примеркой остальных шляп и потом параллельно с ними. Если пять предыдущих шляп работают непосредственно с содержанием идеи, то эта шляпа управляет самим процессом. Она отвечает за то, чтобы перед работой определиться с целями и задачами, составить план того, что нужно  сделать, руководит очередностью и целесообразностью примерки шляп.

Резюме

Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно является синтезом всех видов мышления человека. Он позволяет всесторонне оценить ситуацию, создать новые варианты решения проблем в компании, а также выбрать самый эффективный сценарий развития, и таким образом принять лучшее управленческое решение.

Эту методику руководитель может успешно применять в самых разных компаниях. Наиболее сложным будет использование метода в организациях с формально строгой корпоративной культурой, где на совещании само упоминание цветных шляп будет не уместным.

В этом случае, каждую шляпу можно заменить на ее смысловое содержание. Белую – «логика, интеллект», Красную – «эмоции» и так далее, совершенно не упоминая слово «шляпа». Таким образом, результат будет достигнут, а нормы корпоративной культуры не пострадают.

Источник: блог пользователя a_s_zvyagin.


Комментарии