20 Декабря 2013 года, 10:47

Часто бывает, что какие-то бизнес-принципы одни компании копируют у других — просто потому, что директор компании когда-то где-то уже видел, как что-то было сделано в других компаниях, и, в силу отсутствия каких-либо знаний в соответствующей области, ему проще всего сделать у себя точно так же: вроде же как-то работает.

На самом деле в некоторых случаях это будет ошибкой. Один из довольно ярких примеров — мотивация персонала. Именно в разговорах о мотивации многие руководители проявляют вопиющую биологическую безграмотность.

По сути, самое главное, что нужно осознать — отрицательная мотивация, такая как штрафы и различные санкции, не побуждает людей работать лучше. Она способна только раздражать, и действительно хорошо убеждает людей в том, что им необходимо уволиться из такой компании при первой же подходящей возможности.

Отрицательная мотивация побуждает к быстрым решениям (что угодно, лишь бы поскорее выскочить из-под мотивации), положительная — к качественным (поработаю над результатом дольше и тщательнее — авось и мотивация тоже продлится).

С точки зрения биологии (а в случае с людьми в конечном итоге только она и применима: всё остальное это надстройки над ней) — для положительных стимулов в мозге есть целая огромная мезолимбическая система, пронизывающая его весь, а для отрицательных стимулов почти что совсем не выделено специальных отдельных центров (в основном горе реализуется по принципу «стало меньше счастья» — то есть дофамина — в той же мезолимбической системе).

Поэтому нет ничего удивительного в том, что неэффективность отрицательной мотивации актуальна не только для интеллектуального труда. В частности, американская биолог и писатель Карен Прайор в книге «Не рычите на собаку!» писала о том, что для собак положительная мотивация работает гораздо лучше, чем отрицательная, а для кошек отрицательная не работает вовсе (зато положительная действует на них очень хорошо). Также можно упомянуть и дельфинов, которые, опять же, дрессируются только положительным подкреплением.

Ничего личного, ребята, но на биологическом уровне обучение вот так и работает — дрессировка персонала в данном случае не сильно отличается от дрессировки дельфинов. Если в ответ на какое-то действие пришло отрицательное подкрепление, то мозг, возможно, запомнит, что больше так делать не надо. Но это ни о чём. У него останется 100500 других вариантов неправильного поведения. Это не обучение, а фиг знает что. Получив отрицательное подкрепление, человек, возможно, больше не сделает конкретно эту ошибку, но сделает ещё множество других. А вот если в ответ на какое-то действие пришло положительное подкрепление — то мозг сразу же запомнит, что вот оно, что вот именно так-то и надо делать. То есть с первого раза произошло настоящее полноценное обучение, чёткая связь между стимулом и реакцией.

С этой точки зрения было бы прекрасно, если бы в IT-компаниях к специалистам после корректного и качественного завершения задач кто-то подходил и обнимал бы их. Потому что тогда их гипоталамус бы вырабатывал окситоцин, и в мезолимбической системе появлялся бы дофамин, и у них бы однозначно закреплялась радость, эмоционально связанная с корректным рабочим процессом. К сожалению, такой вариант не подходит для удалённой работы, и в офисах скорее всего тоже не может быть реализован из-за психологического зажима сотрудников.

Но хотя бы просто говорить спасибо (или ещё что-то приятное) — это уже эффективно. Именно поэтому я сам стараюсь делать это так часто, если мне действительно всё нравится в том результате, который у кого-то получился.

 Читайте блог полностью на ресурсе Хабрахабр


Комментарии