16 Октября 2013 года, 12:57

В комментах под одним из моих прошлых постов возник спор о социальном статусе.  Ну, там речь шла о том, что переезд за границу нежелателен, по причине «потери социального статуса».  И захотелось мне разобраться, что же такого я потерял, переехав за границу?

Что вообще такое социальный статус, и как его можно потерять?


Википедия об этом понятии говорит примерно так:
«Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.»  При этом, со свойственной русской википедии прямотой, уже в определении зацикливает понятие, потому как статья «социальное положение» отсылает снова к социальному статусу. Т.е. социальный статус – есть социальный статус. ОК, проехали.


В английской Вики дела обстоят получше, и мы получаем уже определение социального положения: «Social position is the position of an individual in a given society and culture. A given position (for example, the occupation of priest) may belong to many individuals. Social position influences social status. One can have several social positions, but only one social status.»
Последнее предложение, кстати, напрямую противоречит русской Вики.
А социальный статус определяется уже точнее, как « social status is the honor…»


Ну да ладно, принцип вроде понятен. Попробуем порассуждать самостоятельно.


Итак, социальный статус зависит от социальной позиции, которых, в общем может быть несколько, в различных социальных группах. Сами группы, как я понимаю, могут качественно различаться. Различен будет вес этих групп в обществе. Скажем в 90-е на постсоветском пространстве весьма значительна была группа «новых русских», сейчас практически исчезнувшая.
Если всю эту заумь свести к более простой зауми, то получится, что социальный статус человека определяется прежде всего системой ценностей, преобладающих в данном обществе.


На мой непосвященный взгляд, система ценностей российского общества довольно-таки очевидна, настолько, что её можно охарактеризовать двумя словами – власть и богатство. Причем власть значительно важнее. То есть какой-нибудь чиновник из районной администрации, или даже средний руки прокурор, может доставить весьма много неприятностей не слившемуся в экстазе с властью бизнесмену. Власть настолько важна, что, скажем, владелец одного из крупнейших в мире машиностроительных заводов, ничтоже сумняшеся, идет на должность замгубернатора (до губернатора по вертикали недотянул).  Других ценностей я в российском обществе не вижу. Ум – не стоит ничего, пока за счет него ты не набрал власти; умения – не стоят ничего, пока ты не у власти. Т.е. гениальный профессор в России будет нищим (если ему не дадут международную премию), пока не стане каким-нибудь проректором, ректором, академиком и т.п. Умелый мастер будет никем, пока не применит свои умения, чтобы стать бригадиром, директором и т.п. (что, скорее всего, у него не получится). Талантливый и умелый фотограф – окажется в тюрьме за то, что не договорился с властью. Зато ничтожный двадцативосьмилетний дебил, пробившийся в депутаты (не подумайте, я ни к кому лично), или в лидеры оппозиции – имеют реально высокий социальный статус.


А теперь глянем-ка на спираль истории. Первобытнообщинный строй – важна только власть, потом – аристократия, родовитость (мой предок твоему предку мог кулаком башку расшибить, так что и я круче, плевать что члена своего из-за пуза не вижу, а у тебя бицепс – как у меня шея), потом различные формы тираний и олигархий, и т.д. и т.п.
Еще, как пример, можно вспомнить отношения в блатном сообществе.

 

Т.е. российское общество сейчас где-то на переходе между первобытнообщинным строем и аристократией. Сколько там тысяч лет назад такое было?


Как тут не вспомнить слесаря Гошу из «Москвы слезам не верит»? Не высокий ли у него был социальный статус, что с ним профессора и академики за честь почитали выехать на шашлычок?

Так вот, вот этой-то системой ценностей, ИМХО, и определяется боязнь многих россиян потерять «социальный статус». Это как вождя племени неандертальцев отправить в Париж – смех один, а не уважение. Не то самое, упомянутое выше «honor or prestige».


Однако, российское общество, по великому счастью, состоит отнюдь не из одних неандертальцев. И многие из людей, живущих в своей системе координат, в которой не власть, а умения, знания, навыки, социализация являются преобладающими имеют очень хорошие шансы не ухудшить, а значительно поднять свой социальный статус, переместившись в общество с похожими системами координат.


К сожалению, это приводит к еще большему усугублению ситуации: таких людей просто выдавливает из страны.
Поэтому основной вопрос – как возможно изменить систему координат в головах самих россиян? Как-то так.

Источник: блог rusmumrik


Комментарии