22 Июля 2013 года, 04:10

Вы, наверное, удивитесь, дорогие фаундеры и кофаундеры, но даже у самых модных и успешных СЕО и СТО есть боссы, начальники и лица, которые принимают решения за них и для них. Кто они, эти всемогущие персонажи, способные заткнуть за пояс любого «топа»?

1. Ваши клиенты

Главный ваш начальник — не тот, что в кресле за 1000 долларов попивает кофе, произведенный грызунами, а те люди, у которых нет пока что ни такого кресла, ни грызунов, ни кофе. Слушать и слышать клиентов, их пожелания, требования, стук кулаком по столу и нытье в фейсбуках — одна из ваших задач. Начальником этих людей вам никто не назначал, но они стали для вас ориентиром и главным поставщиком заданий в тот момент, когда вы открыли собственное дело.

Фидбек — главная религия, а клиенты — жрецы ее. Все просто и предельно ясно. В реализации на практике все не так просто, но выхода у вас нет (вы же не «Почта России»). Несчастливый клиент способен поделиться своим негативом минимум с 10, максимум — с 10 тысячами друзей и подписчиков. Вы еще сомневаетесь, что Клиент — это ваш Второй Босс?

2. Совет директоров (если он у вас есть)

Если вы все-таки не запустили собственный гибрид Дропбокса, Гугла и фотохостинга с отзывами, то у компании, на благо которой вы трудитесь, наверняка есть совет директоров. Конечно, герой Тома Круза в «Ванильном Небе» называл этих людей «семью гномами», но вам придется отвечать за свои решения и действия именно перед ними. Свет директоров состоит из людей, в чьем ведении — финансовые показатели, стратеги развития и тактика борьбы с конкурентами. Думаю, пока вы не обзаведетесь своей собственной компанией, вам лучше «стиснуть зубы и думать об Англии».

3. Ваши инвесторы

Юные идеалисты, заседающие в московском «Жан-Жаке» и киевской «Ароме», этот пункт касается именно вас. Или вы думали, что кэш выдали для покупки нового макбука и оплаты квартиры с видом на Центр? Инвесторы потратили на вас свое время, дали вам денег, представили вас нужным людям и засунули вас в определенный круг общения. Нет ничего удивительного, что теперь все те же инвесторы хотят получить подробный отчет, куда вы подевали их деньги, какие результаты вы готовы представить и что вообще получилось из той затеи, в которую они вложили деньги.

4. Ваши сотрудники

Не самые последние люди, между прочим. На сотрудниках держится любая компания: неважно, печет она капкейки для городских распродажи или делает облачный хостинг для корпораций. Идеи, мнения и изобретения ваших сотрудников могут стать источником появления новых прибыльных проектов: вспомните практику «20% времени» для сторонних проектов, которые в одном только Google дали миру целую пачку программных продуктов и онлайн-сервисов. Цените людей и прислушивайтесь к ним и к их мнению и навыкам, сотрудники — опора и ключ в развитии компании.

Вот, вроде бы и все ваши Большие Боссы. Если вы осознали их значимость и меру вашей ответственности перед ними, идите и принимайтесь за работу. Не осознали? Закажите еще один кофе и подумайте о том, почему ваш стартап до сих пор не привлек ни единого раунда инвестиций.

Источник: блог Цукерберг позвонит


Комментарии