26 Июня 2019 года, 14:00
Салмина.jpg
Работа с личным коучем для многих воронежских руководителей сегодня из модного явления перерастает в потребность. Растет понимание роли коуча, его влияния на построение как бизнес-процессов в компании, так и личных ценностей и целей руководителя. Но как найти того коуча, который подойдет именно вам, который пройдет с вами ваш путь, а не будет пытаться перекроить вас по своей модели? Рассуждает сертифицированный коуч International Coaching Academy Евгения Салмина.

«Свой коуч — это как семейный доктор. И это норма сегодня»

— Если бы вас спросили, что для вас важнее: быть здоровым или иметь крепкую семью, или любимую работу, или что-нибудь еще?… Что бы вы почувствовали в ходе принятия жизненно важного решения, когда выбирать из «необходимого и ценного» совсем не просто?… Согласитесь, что для полноценной или, как принято говорить, счастливой жизни (где счастье словно «со-частие» — соцветие важных жизненных частей или сфер) хочется всего и сразу, и в каждом возрасте и статусе это свои потребности. И важно, чтобы для каждого из нас был исполнен именно его набор потребностей, без грубых перекосов и нарушений. Как к этому прийти? Добро пожаловать в коучинг?

Сегодня уже можно говорить о том, что тенденции развития коучинга в России благоприятны и имеют поступательную положительную направленность. И уже сегодня рынок, как заказчик, требует значительного количества качественно подготовленных сертифицированных коучей как для индивидуальной, так и для командной работы. Ведь в отличие от тренинговой деятельности, где «натаскивают» стандартные паттерны поведения, коучинг дает долговременный и устойчивый результат, развивает навыки и компетенции в профессиональной деятельности и личной жизни через глубокую осознанность и аутентичность клиента, что и ведет к глубинным устойчивым изменениям. И то, что было модно 5-10 лет назад, сегодня предстает нормой, и «свой коуч», как и «свой семейный доктор» или «свой педагог по вокалу», есть у многих клиентов и компаний. Но как найти «своего коуча», как выбрать профессионала среди такого количества тех, кто называет себя коучем?

«Коуч слушает и ведет клиента, идя за ним»

— Давайте по порядку, для начала определимся с понятием. Что же такое коучинг? Один из основоположников коучинга Джон Уитмор говорил, что «коучинг — это метод управления и взаимодействия с людьми, способ мышления, способ бытия». Также принято считать, что коучинг, как метод задавания сильных вопросов, способствует раскрытию потенциала личности для максимализации производительности и эффективности во всех областях деятельности. А на рабочих местах коучинг представляет собой совершенно интерактивный процесс, целью и результатом которого для работника и коуча являются качественное повышение эффективности и развитие желаемых способностей и качеств работника. Коучинг базируется на наборе определенных знаний, техник и стиле взаимодействия, который фокусирует и поддерживает развитие лучших человеческих способностей. Коучинг не является психотерапией, консультированием, предоставлением советов, наставничеством и менторством. В коучинге основное время говорит клиент. А коуч слушает и ведет клиента, идя за ним. Казалось бы, все так просто: слушать и вести дальше… Как слушать? Куда вести? Что значит «идя за ним»?

Однажды на моей командной сессии один из участников группы решил попробовать себя в роли коуча и, скачав из интернета «100 лучших коучинговых вопросов», засыпал группу вопросами из своего «волшебного» списка. Не передать словами реакцию людей. Первым всегда реагирует тело, было видно, что людям физически трудно справляться с каскадом не связанных между собой по смыслу вопросов и — самое главное — с тем, что их ответы не важны, а значит, не услышаны.

«Главный принцип коучинга — не навреди»

– Как любит говорить мой учитель Сильвиана Каннио
(Мастер Сертифицированный Коуч ICF), коуч — это тот, кто умеет работать «от
живота», чувствуя своего клиента всем своим естеством, обращая внимание на все,
что происходит с клиентом: как дышит, что и как говорит, как взаимодействует с
собой и с пространством, даже как пьет воду, приготовленную на коуч-сессию, —
только так удается из мелочей и тонкостей вести клиента к его целям, помогая
пространством и присутствием клиенту самостоятельно создавать видимую тропинку
к желаемому. В клиенте и в коучинге мелочей нет. Это сверхделикатный и
экологичный процесс, где, как и в медицине, главный принцип — НЕ НАВРЕДИ!
Именно поэтому в ходе поиска «своего коуча» необходимо поинтересоваться и обратить
внимание на процесс его обучения и подготовки, а именно какие коучинговые
институты представляет собой ваш кандидат на «своего коуча», с каким
результатом он прошел сертификацию (а это, я вам скажу, процедура серьезная) по
11 коучинговым компетенциям и какой опыт у него в коучинге (количество часов,
клиентов, значимые результаты о которых с позволения клиентов он может
сообщать). Это база, с которой начинается поиск «своего коуча». За ней
последует первая встреча, на которой вы почувствуете друг друга или не
почувствуете, что тоже результат. Важно сойтись по ценностям, важно заключить
коучинговый контракт, в сессиях и по завершении коучинговой программы именно на
него вы будете ссылаться, подсчитывая реальные результаты вашей совместной
работы. И в завершение, пожалуй, моей самой методологичной статьи, без которой
не обойтись, ведь сегодня так многие говорят о коучинге, но мало кто его видел,
анекдот: «Заходит утром фермер в коровник и спрашивает коров: «Ну что, девочки,
сегодня будете давать: молоко или мясо? Решать вам!» Добро пожаловать в
коучинг!

Комментарии