19 Февраля 2019 года, 14:36
Статья, после которой вы должны пересмотреть взгляды на бухгалтерию своего бизнеса

2019 год серьезно изменит подходы и требования к управленческому учету и бухгалтерии бизнеса, утверждает гендиректор воронежской аудиторской компании «Светла-Аудит» Светлана Бригадина. Вероятно, часть важных перемен вы уже пропустили. Что теперь ожидать — читайте в статье Бригадиной для DF.

Светлана Бригадина.jpg 

Если раньше бухгалтер в компании воспринимался как сервисная функция (не создает добавочную стоимость, не приносит деньги), то сегодня от такого мышления нужно избавляться. Поводов для управленцев задуматься, нужно ли пересмотреть взгляды на бухгалтерию своего бизнеса, хватает.

Изменение 1. На рынке наступил масштабный кризис профессиональных бухгалтеров. Речь не о пресловутом кризисе кадров как таковом. Это явление было и останется, пожалуй, во всех отраслях бизнеса — квалифицированных сотрудников всегда мало, многие не хотят или не могут постоянно учиться и соответствовать меняющимся требованиям. Проблема в другом: в 2018-м многие бухгалтеры попросту ушли из профессии, потому что многократно выросла их ответственность.

Теперь если бухгалтер видит сомнительную операцию, то обязан письменно уведомить об этом руководителя: так делать нельзя. Если такого уведомления не сделано, то бухгалтер ответит по закону вместе с топ-менеджментом компании, когда закон будет нарушен. Например, в список лиц, которые могут нести субсидиарную ответственность обанкротившегося предприятия внесли и позицию главбуха. Очевидно, что специалисты оказались в патовой ситуации: недобросовестные управленцы принимают неоднозначные решения, а повлиять на них нельзя, они — первые лица бизнеса. Поэтому выход спецам и виделся другой: уйти с рынка.

Изменение 2. ФНС взялась за прошлое уже обанкроченных предприятий. Такие движения сейчас активно происходят, например, в соседней Белгородской области, а сейчас происходят у нас. У предпринимателей была иллюзия: позвонил по объявлению «Ликвидация фирм с долгами» — закрыл фирму — можно начинать с нуля. Но нет, сегодня налоговики активно занимаются исследованием уже завершенных банкротств бизнеса. Восстанавливается срок исковой давности и вычисляется недоимка по налогам (например, по НДФЛ). Есть мнение, что именно такие отделы в ведомстве теперь активно пополняются кадрами, а дела к ним — несут целыми стопками. Конечно, никто официально не скажет, какой объем недоимки может стать поводом для подобной проверки. Считается, что это сумма от 500 тыс. рублей — при условии, что у бенефициаров и бывших топ-менеджеров есть что взыскать в пользу бюджета. Ведь бывает, что недоимка и 10 млн рублей, а бывшие главы предприятия — «пустые», взыскивать не с чего.

Сейчас у ФНС существуют все возможности раскрыть личные активы бывших руководителей компании, в том числе и главбуха, и сопоставить эту информацию с налоговыми недоимками. А дальше — аресты счетов и имущества, возбуждение уголовных дел и т.п. Поэтому теперь говорить, что раз нет юрлица, то проблемы закрыты, уже не приходится.

Изменение 3. Банки еще больше ужесточили контроль над денежными переводами бизнеса. 115-й ФЗ, «куратором» которого выступает Росфинмониторинг, вызывает опасения предпринимателей уже давно. Многие ищут ответ на вопрос: как работать, чтобы счет компании в банке не заблокировали?

С одной стороны, есть рекомендация, что наиболее подвержены контролю платежи суммой более 600 тыс. рублей. С другой, по неофициальным данным, банки существенно расширяют штат именно тех специалистов, которые следят за операциями, а не проводят их. Более того, надзорный орган буквально недавно выставил даже нам, как аудиторам, требование — также наблюдать за операциями наших клиентов. И — главное — передавать информацию налоговой, если оттуда поступит такой запрос.

Все это, конечно, препятствует и совершению сделок, и ведению бухучета. Так происходит всегда, когда администрирование становится более жестким: времени и других ресурсов на вдумчивый учет попросту не остается. Многие сводят отчеты к формализму, чтобы лишний раз не попасть под внимание государства.

Изменение 4. Теперь бухгалтер не может работать в отрыве от IT-технологий. Раньше вся коммуникация бухгалтера с IT сводилась к умению пользоваться 1С. Но, во-первых, и сама программа изменилась: так, повысились требования к погруженности бухгалтера в специфику бизнеса компании, на которую он работает. Свежий пример: мы 2 дня не могли понять, почему у нашего клиента неверно формируется себестоимость продукции. Оказалось, что новый бухгалтер в 1С спутал материальные затраты с материалами на производство — пошел сбой по эффекту домино. И вот только когда мы установили четкое правило в программе для подобных случаев, внедрили регламент, позволяющий различать такие расходы, то все встало на свои места.

Во-вторых, IT-индустрия любит зарабатывать на неосведомленности пользователей. Иногда невозможно понять, чем занимался предыдущий программист — нет протокола изменений. И в таких случаях проще «снести» текущую программу, прежние данные занести в остатки и работать по новой.

В-третьих, бухгалтер сегодня должен работать в тесной связке с IT-специалистом: на технарей завязана вся инфраструктура, необходимая бухгалтерам. Базы данных по продажам, сайты компаний, внутренняя номенклатура и т.д. При этом айтишники ведут себя далеко не всегда добросовестно, ставя свой интерес во главу угла и не пытаясь вникнуть в задачи бизнеса так, чтобы увидеть всю картину в целом.

Изменение 5, 6, 7 и так далее... Дополнять список изменений можно регулярно: Россия до сих пор находится в стадии перехода на международные стандарты финансовой отчетности. И даже надзорные ведомства часто не могут выработать четкую позицию, как решается тот или иной вопрос. Для кого-то это открывает простор для креатива в пользу клиента, для кого-то, напротив, — сигнал к злоупотреблению его доверием. Третьи же и вовсе некомпетентны, предпочитая по старинке «сводить дебет с кредитом».

И тут возникает вопрос...

...как найти идеального бухгалтера в свою компанию? (Спойлер: скорее, никак, но полезные рекомендации все же есть). Трудно рассчитывать, что на бурно меняющемся рынке вам удастся найти квалифицированного бухгалтера: все профи уже при деле или уехали в столицу. К тому же, если у вас малый или средний бизнес, потянуть «звезду», вряд ли получится по условиям.

Конечно, все зависит от того, как устроен ваш бизнес. Не исключено, что вашей небольшой компании удается обойтись и без бухгалтера, это тоже нормально. Вместе с тем, если вы ставите перед собой задачи повышения прозрачности перед кредиторами и партнерами, развития бизнеса с помощью информации из бухучета, улучшения контроля над предприятием, то без консультантов по аудиту и управленческому учету обойтись будет трудно.

Все это говорит о том, что не инвестировать в бухгалтерию, как вчера, сегодня уже нельзя. Грамотный специалист не только поможет вам сохранить ваши финансы, но и — при должном подходе и правильном мышлении собственника — преумножить.


Комментарии