19 Ноября 2018 года, 16:37

Сегодня требуется иное качество бухгалтерского и налогового учета. Готовы ли к этому сотрудники? 

 

В сентябрьском номере DF поднимал тему роста случаев недобросовестного поведения со стороны сотрудников при форс-мажорных обстоятельствах. А что ждет компанию и ее руководителя, если некорректно себя поведет бухгалтер — человек, который посвящен практически в святая святых компании: в ее бюджет, налоговую отчетность? Можно ли такие ситуации предотвратить? А если они все же возникли — минимизировать негативные последствия? Рассказывает директор аутсорсинговой компании «КАДИС» Наталья КРЕТОВА.

 

Потребность в грамотном и надежном бухгалтере только растет 

Сегодня собственники бизнеса столкнулись с проблемами во взаимоотношениях со своими бухгалтерами и с главными бухгалтерами по нескольким причинам.

Причина 1. Усиление контроля и требований со стороны налоговой, трудовой инспекций, статистики Пенсионного фонда, что проявляется в активной переписке с налогоплательщиком, забрасывании его требованиями о предоставлении пояснений, проведении бесконечных «встречек» и камералок, вызовах на допрос руководителей, подтверждении данных отчетности. Все это накладывает дополнительную нагрузку и ответственность, прежде всего на главного бухгалтера, а также существенно повышает уровень стресса.

Причина 2. Блокировки банковских счетов, в результате которых бухгалтер готовит внушительный пакет оправдательных документов.

Причина 3. Ведется серьезный мониторинг налоговой нагрузки на каждое предприятие, сравнивается удельный вес налоговой нагрузки по отраслям, вычисляется поквартально удельный вес налоговых вычетов по НДС, предприятия распределяются по степени налоговых рисков на цветовые секторы: зеленый, желтый и красный. Те, кто попадает в красное поле, характеризуются как налогоплательщики с высоким налоговым риском, за чем следуют внушительное число мер дополнительного налогового контроля.

Причина 4. Невысокий профессиональный рейтинг бухгалтеров и главного бухгалтера, который раньше устраивал, теперь оборачивается против самого работодателя: работать и проходить налоговые проверки по-старому становится невозможно, главный бухгалтер становится все менее и менее сговорчивым и даже агрессивным.

Причина 5. Работодатели при приеме на работу бухгалтеров зачастую не уделяли большого внимания профпригодности, не проводили жесткий отбор, не обращались в кадровое агентство, брали на работу по протекции или просто того, кто пришел. Но теперь, в процессе работы они понимают, насколько неосмотрительно поступили.

Причина 6. Происходила недооценка необходимости постоянного ежегодного повышения квалификации бухгалтеров по причине экономии на семинарах, конференциях, обучении на курсах повышения квалификации.

 

При этом случаев, когда бухгалтеры подводят, все больше 

На этом фоне все чаще и чаще ко мне обращаются руководители за помощью в практически форс-мажорной ситуации. Вот письмо одного из них: «Накануне отчетности главный бухгалтер встала и ушла, просто не вышла на работу, не отвечала на звонки и смс. Трудовую книжку заранее предусмотрительно забрала». В другой компании главный бухгалтер поставила пароль на свой компьютер и на все программы — 1С, СБИС, 1С ЗУП, Банк-клиент — и не вышла на работу по причине больничного. Сообщить пароль наотрез отказалась, тем самым парализовав работу предприятия. Ее целью было с помощью шантажа руководителя повысить себе выплаты. Участились случаи, когда главные бухгалтеры уходят и подговаривают уйти и весь состав бухгалтерии. Так, на одном из предприятий встали и ушли все 5 бухгалтеров и главбух в один день, поставив опять же в ужасное положение компанию.

 

Кто виноват и что делать?

Конечно, нельзя сказать, что в 100% таких случаев нет вины руководителей. Как уже говорилось выше, руководители не всегда уделяют должное внимание как подбору бухгалтеров, так и работе с уже имеющимися кадрами. Но позвольте, уважаемые бухгалтеры, а где же профессиональная этика, а «не плюй в колодец»?

Бизнес — это риск, любое предприятие может столкнуться с трудностями, но давайте расставаться хорошо, не причиняя и без того вред и тяготы тому человеку, который подавал вам хлеб с руки многие годы, и вы, как главный бухгалтер, даже безбедно жили благодаря ему. Я в профессии вот уже 24 года, бухгалтерская и аудиторская практика и опыт ликвидации кризисных явлений в бухгалтериях у меня огромные. Я как бы должна быть на стороне бухгалтеров, но все же в этой ситуации я на стороне собственников и руководителей.

Бухгалтерия — только один из отделов предприятия, очень важный, но есть еще и весь коллектив: производство, отдел продаж, лаборатории, водители, технический персонал и т. д. Не стоит ставить себя выше других и тем более ставить всех в очень неудобное положение, усугублять финансовые потери. Если вы не думаете о своем руководителе, подумайте хотя бы о своей же профессиональной репутации.

Будем откровенны: те, кто больше всего возмущается возросшей нагрузкой, на самом деле непрофессиональны, они не изучали тайм-менеджмент, не прошивали свой календарь, нет навыков организации рабочего места, не хватает знаний, чтобы сделать все быстро и качественно, у них на 100% не отлажена 1С. Они вообще ни в чем никогда не виноваты, заметили?

Стоит провести аттестацию таких бухгалтеров (а тесты и статистика — упрямая вещь), как сразу становится ясным, что важность и значимость раздутые, требования завышены.

 

Можно ли повлиять на ситуацию? 

Хочется в завершение дать руководителям несколько рекомендаций, которые, как я надеюсь, им помогут избежать проблем с бухгалтерией.

Рекомендация первая. Проводить аттестацию бухгалтеров, чтобы понимать, с кем вы работаете.

Рекомендация вторая. Подбирать бухгалтеров через кадровые агентства путем тщательного отбора по личностным и профессиональным качествам.

Рекомендация третья. Если у вас есть хорошие бухгалтеры, то почаще направляйте их на курсы повышения квалификации, семинары, не экономьте на этом.

Рекомендация четвертая. Кроме трудового договора заключайте договоры о материальной ответственности, о сохранении коммерческой тайны, не забывайте про такой документ, как «обязательство кассира».

Рекомендация пятая. Перепроверяйте работу бухгалтеров, привлекая ежегодно независимого аудитора, налогового консультанта, эксперта.

Рекомендация шестая. Если у вас уже кризис в бухгалтерии, не паникуйте, а срочно обращайтесь за помощью в аутсорсинговые компании, так как они своим опытом и штатом профессиональных бухгалтеров способны быстро подхватить ваши отчеты, сдать все своевременно, избежать штрафов, восстановить провалы в учете, дать консультации по налогам.

Рекомендация седьмая. Вы должны понимать, что сегодня требуется очень высокое качество учета, его организации, ведения. Поэтому нельзя оставаться в старой версии 1С бухгалтерия 7.7, тем более вести бухгалтерию в «Эксель», нужен хороший уровень компьютеров и прочего обеспечения.

Рекомендация восьмая. Окажите должную поддержку бухгалтерии, и у вас с этим отделом предприятия не будет проблем!

 

СПРАВКА 

Наталья-Кретова-2 (1).jpg

Наталья Кретова — аудитор, налоговый консультант-эксперт, преподаватель бухгалтерских курсов Учебного Центра «КАДИС», учредитель бухгалтерского кадрового агентства «КАДИС». 

logo.jpg 

На правах рекламы


Комментарии