16 Марта 2018 года, 11:32
Рост банковской конкуренции, обострившейся в последний год, делает наблюдения за рынком более интересными. Как финорганизации реагируют на изменения и — главное — что от этого получают клиенты? Рассмотрим на примере одного из крупнейших банков региона — Центрально-Черноземного банка (ЦЧБ) Сбербанка. Рассказывает его председатель Владимир Салмин.

Салмин Владимир Викторович.jpg

Работа с бизнесом

— За 2017 год количество корпоративных клиентов в Центрально-Черноземном банке выросло на 13,8 тыс. Что примечательно, для многих мы стали банком «первого выбора». При этом портфель работающих активов юрлиц за год увеличился на 20,7 млрд рублей.

Мы активно движемся по пути максимальной диджитализации бизнес-процессов: открыть расчетный счет, депозит, направить платежное поручение, получить справку, счет-фактуру, выписку и так далее, — все можно, не приходя в банк. Объем электронного документооборота с клиентами растет постоянно, по расчетным документами он составляет около 99%. Также клиенты могут в режиме 24/7 обратиться в Центры корпоративных решений, работающих в системе Сбербанка на всю страну.

Но в то же время у клиентов остается возможность проводить операции в нашей филиальной сети, в том числе и в райцентрах. Например, мы планируем расширить перечень доступных операций в таких точках для юрлиц в четыре раза. Будут добавлены операции по выпуску и выдаче бизнес-карт, выдаче счет-фактур, приему/возврату исполнительных документов клиентов и другие.

Строители. Отдельно стоит рассмотреть работу со строительным сектором — отраслью, которая серьезно влияет на всю региональную экономику. Несмотря на непростые условия, эта сфера остается приоритетной для бизнеса ЦЧБ. Доля нашего банка в ее финансировании составляет 43,4%, кредитный портфель заемщиков строительной отрасли в Центральном Черноземье превышает 45 млрд рублей. За прошлый год было заключено договоров с общим лимитом кредитования на сумму более 11,2 млрд рублей, что превышает прошлогодний показатель на 18%. В целом состав заемщиков по отрасли практически не изменился, что говорит о стабильности в составе активных ее игроков. Сейчас в работе находятся заявки на финансирование проектов в сегменте на общую сумму более 2 млрд рублей.

АПК. Министерство сельского хозяйства дало ориентир на поддержку инвестпрограмм для наращивания потенциала региона и поддержки аграриев по росту объемов их бизнеса. В рамках федеральной программы льготного кредитования под 5% клиентам ЦЧБ Сбербанка одобрено финансирование в сумме более 66 млрд рублей. Из них заключено договоров почти на 60 млрд. Поэтому ожидаемо, что среди крупнейших сделок банка в 2017 году есть немало проектов из АПК. Так, это развитие молочного животноводства в Воронежской области («ЭкоНиваАгро» и ГК «Молвест» на 1,9 и 1,1 млрд рублей соответственно), строительство свиноводческого селекционно-гибридного центра (ГК «Агро-Белогорье», 1 млрд рублей), пилотный проект по индустриальному производству ягнятины (ГК «Мираторг», 1,4 млрд рублей) и т.д.

Малый бизнес. В работе с малыми предприятиями вразрез рыночным обстоятельствам удалось продвинуться — в части оценки рисков. Сегодня технология кредитования малого бизнеса в банке — это многофакторная модель анализа не только экономики компании, его деловой репутации, но и оценка работы периметра организаций, с которыми заемщик связан по юридическим и экономическим признакам, и которые могут оказывать влияние на его бизнес. Предварительная оценка налоговой дисциплины, наличия судебных разбирательств, кредитной истории, позволяют сформировать о потенциальном заемщике картину его благонадежности. При этом выстроена система управления кредитным риском, основанная на всестороннем анализе деятельности клиента как до предоставления кредитных средств, так и на протяжении всего срока действия ссудной задолженности. Этот системный подход позволяет снижать просрочку — на 12% в 2017 году. При этом темпы кредитования растут: ЦЧБ увеличил объемы финансирования основного и оборотного капитала клиентов сегмента «малый бизнес» на 11%.

 

Работа с частными клиентами

— Мы стремимся делать свой сервис дружелюбнее и ближе к потребностям частных клиентов. Через интернет, мобильные устройства, а в сельской местности, еще и расширяя парк передвижных пунктов кассового обслуживания и увеличивая протяженность их маршрутов. Реализованы значимые с точки зрения повышения финансовой грамотности и развития безналичной экономики проекты, в частности, безналичная оплата на транспорте и т.д. Более 810 тыс. бюджетников – участников зарплатных проектов со Сбербанком – переведены на карты национальной платежной системы «Мир».

Ипотека. 2017 год был рекордным по выдаче ипотечных кредитов. Центрально-Черноземным банком выдано ипотечных займов на 38 млрд рублей, по сравнению с 2016 годом объем выдач увеличился на 37%. Доля Сбербанка на рынке ипотечного кредитования за 2017 год выроста на 4,9 процентных пункта и составила 58,7%.

В 2018 году опять ожидается снижение ставок по ипотечному кредитованию. Так, в феврале 2018 запущена программы с господдержкой для семей, в которых в 2018 году родился второй и третий ребенок. Ставки по ипотечному кредиту для такой категории заемщиков снижены до 6% годовых на приобретение жилья от застройщиков.

Работа с людьми с повышенными потребностями. Отдельно мы фокусируемся на работе с теми частными клиентами, кому нужно повышенное внимание — это пенсионеры и люди с ограниченными возможностями. Вы наверняка помните костюм GERT, который первым в Россию привез Сбербанк. Этот костюм имитирует инвалидность, позволяя ощутить на себе, что чувствуют такие люди. В нашем банке он был в мае 2017 года, мы испытали его в филиальной сети. Таким образом, мы получили бесценный клиентский опыт. А уже дальше «тренажер эмпатии» совершил большое путешествие по различным организациям города.

 

О внутренних изменениях

— Безусловно, движение к цели быть полезнее для клиента невозможно без системных внутренних улучшений. А это прежде всего инвестиции в кадры. Мы заинтересованы в сохранении высококвалифицированных сотрудников, а также в их развитии. Для этого в Сбербанке реализуются ряд проектов, в которых участвуют сотрудники различных уровней - от топ-менеджеров до линейных сотрудников. Среди них, «Менторинг», направленный на развитие и подготовку 27 руководителей ЦЧБ на ключевые позиции Центрального аппарата Сбербанка. В проекте участвуют руководители высшего и среднего звена. Другой проект — «Наставничество». Его суть заключается в том, что за сотрудником в первые 3 месяца работы в новой должности закрепляется наставник, который поддерживает новичка в период адаптации. Проект способствует развитию культуры наставничества в банке. И, наконец, проект «Лига Талантов ЦЧБ 2018» направлен на развитие высокопотенциальных сотрудников банка. В 2017 году в проекте принял участие 101 человек. По итогам 2017 года «лигионеры» защитили 21 бизнес-проект, а 38 участников реально продвинулись по карьерной лестнице, получив более высокие должности. В этом году для участия в проекте поступили заявки уже от 356 сотрудников.


Комментарии