27 Февраля 2018 года, 16:32
photo_2018-02-27_16-28-23.jpg

Как компания изменила рынок?

Студия Surf разработала более 70 мобильных приложений для банков, розничных сетей и онлайн-магазинов для Android, iPad и iPhone. Среди них — Delivery Club, «Лабиринт» и «ЛитРес», «Спрашивай.ру», приложение с программой лояльности клиентов «Газпромнефти». Среди клиентов — компании «Яндекс», «Промсвязьбанк», «O’кей», «Додо Пицца», Lamoda, Forbes Russia и другие. Из приложения сети «Магнит» ежедневно несколько миллионов человек по всей России узнают об акциях сети. А приложение для «O’кей» уже не только дает информацию покупателям, но и анализирует их предпочтения. А также работает как мобильный интернет-магазин. После работы студии Surf над приложением «ЛитРес» у его пользователей появилась возможность делиться книгами с друзьями.

Компания со дня своего основания (2011 год) специализируется на разработке мобильных приложений. И сегодня сохраняет узкую специализацию.

В прошлом году компания запустила машинное обучение (одна из ветвей big data) — новая сфера IT для Воронежа. Его суть заключается в обучении системы распознавать схожие алгоритмы (взаимосвязи массивов данных) и на их примере давать прогнозы либо вычислять закономерности.

 

Когда произошло изменение?

Студия Surf создана в 2011 году. С этого же года начата разработка мобильных приложений. Машинное обучение запущено в 2017 году.

 

Первое лицо

Директор и основатель Владимир Макеев.

 

Цена перемен

Владимир Макеев говорит, что студия создавалась с минимальными инвестициями — буквально в ходе выполнения курсовых работ еще в бытность студентами. Инвестиции в запуск машинного обучения оценивает в несколько миллионов рублей. Но, по его словам, за год они уже начали возвращаться.

 

Что перемены дали самой компании

Студия Surf в 2017 году поднялась в одном из наиболее популярных российских рейтингов Tagline на 7-е место. Именно места в популярных рейтингах, как утверждают игроки рынка, один из значимых критериев при выборе федеральными компаниями IT-подрядчиков. Клиентами по машинному обучению уже успели стать «Дикси» и UTair.

 

Кто подхватил тренд?

DN Group, «Мануфактура», Red Collar разрабатывают мобильные приложения, но эта сфера не является для них основной.

 

Результат изменений

Вслед за Surf в Воронеже появились разработчики мобильных приложений. Воронежская IT-сфера начала внедрять машинное обучение.

 

Комментарий эксперта

Игорь Карпов, бизнесмен в сфере IT, экс-совладелец DN Group

Студия делает крутые мобильные приложения, но машинное обучение — не самая сильная сторона

— На мой взгляд, студия Surf стала родоначальником разработки мобильных приложений в Воронеже. Все, кто стал внедрять эту услугу вслед за ними, не специализируются на ней, это лишь допопция соответствующего уровня. Студия Surf работает в плотном контакте с Google и имеет доступ к их технологиям, первой внедряет их. Их разработки действительно прогрессивные и ориентированы на солидные, крупные компании. Но что касается машинного обучения, пока я не вижу реальных результатов, которые имели бы практическую пользу для клиентов. На мой взгляд, пока компания видит свои заслуги в этой области больше, чем они есть.

 

Макеев.jpg «За одно из первых наших приложений попросил 20 тысяч рублей. Не дали»

— Разрабатывать мобильные приложения я и мои будущие коллеги начали еще в студенчестве. В качестве курсовых работ. Было и несколько неудачных стартапов. В 2009 году мы пытались создать и запустить что-то типа современного Uber. Но наша попытка не увенчалась успехом. Создав студию, стали искать заказы на западных фриланс-биржах. Помню, как делали софт для кнопочной Nokia. Потом стали изучать СМИ, которые писали о крупных российских стартапах. Прикидывали, для каких из них были бы актуальны мобильные приложения. И адресно обращались к ним. Конечно, соглашались не все. Помню, я придумал идею запустить приложение для народных корреспондентов для LikenGo. Чтобы они могли онлайн отправлять и размещать информацию с места событий. Нарисовал дизайн, распечатал и пришел к Алексею Филиппову. Попросил 20 тысяч рублей за приложение. Но Филиппов подсчитал, что в Воронеже только 100 человек на тот момент активно пользовались Android. И не заплатил мне 20 тысяч. И правильно сделал.

 

«Сегодня работаем полностью на входящем потоке»

— Сегодня для нас холодные продажи — это редкость. Один из немногих и наиболее ярких случаев — Delivery Club. Мы случайно встретились с их представителями на конференции и предложили сделать им новое, более эффективное мобильное приложение. Но переговоры не пошли. Несколько месяцев подряд мы звонили им, узнавали, не созрели ли. Пока не распечатали пример того, что мы могли бы сделать, на обычном листке А3 к следующей встрече. 2,5 года после создания нашего приложения для Delivery Club мы продолжали его обслуживать, всячески развивая, пока сервис не выкупили немцы, а затем Mail.Ru Group за 100 миллионов долларов. Начиная с небольших проектов, мы наработали портфолио и теперь уже не ищем клиентов сами. 2 главных источника продвижения — «сарафан» и места в федеральных и международных рейтингах. Именно по последним ищут подрядчиков крупные российские компании.

Если заказчик заинтересован в качественном результате и разбирается в IT, он сам находит десятки тех подрядчиков, с которыми встретится еще до объявления тендера.

 

«Создав успешную компанию с очень узкой специализацией, всегда можно расшириться. Но не наоборот»

— Я бы не сказал, что мы за все время своего существования коренным образом меняли свою стратегию. Мы просто добавляли допуслуги, расширялись. Так, изначально мы специализировались на разработке приложений исключительно для Android. С одной стороны, это был очень узкий рынок — как раз больше компаний работало для iOS. Но именно благодаря этому мы были уникальными. И наработали базу клиентов. После этого зашли и на рынок iOS. Но когда узкоспециализированная компания добивается успеха, ей уже довольно просто диверсифицировать бизнес.

 

«Новые идеи приходят из-за границы»

— Откуда брать новые идеи? Прежде всего это зарубежные мероприятия. Мы сертифицированное агентство Google. Они отбирают студии для прокачки своих технологий. И мы попали в их число. Мы тестируем их технологии, а также участвуем в конференциях. В прошлом году были в Лондоне и Калифорнии. Таким образом, мы всегда можем быть в курсе последних изменений.

 

«Среднему бизнесу сегодня не нужны мобильные приложения»

— Мобильные приложения в своем чистом виде сегодня стагнируют. Более актуальным становится микс мобильного приложения и машинного обучения. Когда приложение «думает» за пользователя. То есть оно запоминает его предпочтения и на их основе предлагает ему варианты. Но малому и среднему бизнесу нет смысла запускать свои мобильные приложения. В новом варианте это еще более дорогостоящая история. И на локальном уровне никогда не окупится. Гораздо проще присоединиться к тому же Delivery Club, например, если вы ресторан. Потому что иначе у вас будут такие же затраты на разработку приложения, как у федералов. А аудитория в десятки раз меньше.


Комментарии