18 Декабря 2017 года, 13:31
Как менялись «Антоновские Яблоки» за время строительства

Дмитрий Лукинов.jpg

Фото: Константин Добровицкий

Три года назад воронежский девелопер Дмитрий Лукинов (ООО «Квартал») анонсировал строительство жилого комплекса бизнес-класса «Антоновские Яблоки». Проект отличался амбициозными планами и обязательствами застройщика создать безупречную среду для жизни в многоквартирном доме. Накануне заселения De Facto обсудил с девелопером, что из этого получилось и через что пришлось пройти. 

— Во-первых, все ли удалось реализовать из задуманного?

— Если честно, комплекс получился не таким, как мы изначально задумывали. Потому что в процессе мы открывали для себя много нового в плане технологий и материалов и не смогли удержаться, чтобы не применить какие-то из них. Скажем, когда мы приступили к ландшафту, был образ яблоневого сада — созвучно названию. Но яблоневый сад шикарен весной, а осенью смотрится уныло. Отсюда мы пришли к варианту смешанного сада, чтобы можно было наблюдать цветение в течение всего сезона. За время строительства я неоднократно побывал в Британии, Финляндии, где почерпнул массу идей по созданию регулярных парков, и многие из них легли в основу нового проекта, разработанного с ландшафтной студией «Эдем». Точнее, рабочих проектов было восемь, прежде чем мы на чем-то остановились. В итоге получился сад из 50 разновидностей деревьев и кустарников и около 200 посадочных единиц. Это все уже достаточно взрослые саженцы — 3-5-летнего возраста. Привезены они из европейских питомников на общую сумму 3 млн рублей. Установлена автоматическая система полива, которая на основании информации датчиков экономно управляет режимом орошения без участия человека. Да, дендрологическая карта, возможно, излишне большая, но у нас сложный рельеф с искусственными холмами и комбинация урбанистического и пейзажного стилей в дизайне. Есть участки с идеальной геометрией, есть в английском стиле, что-то вроде дикой природы.

— Зачем нужно было такое повышенное внимание к ландшафтному дизайну?

— Все мировые архитекторы говорят, что благоустройство — пятый фасад. Но, повторюсь, эпизодов было много и разных. Система освещения, например. Изначальный проект меня также не устроил, и мы все делали заново в партнерстве с компанией «Сарос» из С.-Петербурга. Цены, конечно, там — не вышепчешь, самая простейшая опора освещения — сто тыс. рублей без доставки. Но зато теперь у нас система освещения, как в Сколково. По такому же принципу мы заменили козырьки на входных группах с массивных на стеклянные из бронированного триплекса. Тестовый образец били кувалдой, чтобы проверить, насколько стекло выдерживает удары. Целая история была с козырьком наземного паркинга. Конструктор поначалу сказал, что такое сделать невозможно, потому что отсутствуют опорные столбы (конструкция в виде буквы «Г»). Делали очень долго и дорого: вложили около 5 млн. Но получилось круто: я готов любого инженера пригласить на просмотр. Интеллектуальная система доступа — это тоже пример модернизации по ходу движения. Владельцы паркомест получат электронную метку на автомобиль, которая будет автоматически открывать шлагбаум и ворота паркинга. Если парковочное место арендовано, то метка остается активной, пока на личном счете положительный баланс. Собственники квартир без парковочного места вправе оставить автомобиль внутри комплекса только на гостевой стоянке. Всегда можно посмотреть, когда и какая машина заезжала, сколько времени находилась на территории, где останавливалась.

Антоновские яблоки в Воронеже.jpg

Жилой комплекс «Антоновские Яблоки». Сентябрь 2017 года

— Насколько выросла стоимость квартир со старта продаж? Повлияли ли на нее текущие улучшения проекта?

— Отлично помню, что первая однокомнатная квартира была продана за 2,25 млн рублей. Сейчас она стоит на миллион дороже. Трехкомнатные квартиры выросли в среднем на 2 млн. Если бы мы заморозили продажи в первый год, а строили на собственные инвестиции, то заработали бы на 50 млн больше. А так, получается, заработали наши клиенты. Я думаю, что на значительный рост цены повлияла не модернизация, а то, что начало продаж совпало с валютным кризисом в России, и мы предлагали заниженные цены на старте. И во вторую очередь — растущий спрос, когда стало очевидным, что все, даже казавшиеся утопическими идеи находят воплощение, и комплекс соответствует анонсированным характеристикам. Это наиболее проявилось на заключительном этапе, когда уже стало возможным почувствовать атмосферу. До этого же нам было откровенно сложно объяснить преимущества. Многих из тех, кто звонил, интересовал только один вопрос: «Сколько стоит?»

— Эти сложности были единственными для проекта?

— Сложностей на самом деле было много и разных. Среди них — строительство подземного паркинга, который технически оказался в разы сложнее жилого здания. Под землей само по себе строить непросто. А тут еще выяснилось, что по нашей территории проложены сети соседних, «выборовских» домов. Пришлось вносить изменения в проект, возводить дорогостоящую подпорную стену, и все это делать быстро, в течение сезона. Испытанием стала и эксплуатируемая кровля паркинга. Так как мы решили не закатывать ее асфальтом, а уложить тротуарной плиткой «Браер», то сразу возникло множество дополнительных вопросов по гидроизоляции. Решали проблему в сотрудничестве с компанией «Технониколь» (российский производитель кровельных и гидроизоляционных материалов) и приобрели, надо сказать, богатый опыт в строительстве эксплуатируемых кровель. Можем теперь делать кровли, на которых растут деревья, — так же, как сейчас на крыше парковки растут клены.

Назову сложности и другого характера. В частности, по градплану от нашего комплекса предусмотрен проезд на улицу Ипподромную, земля находится в управлении ДИЗО Воронежской области. Но по факту там заборы и частная территория с индивидуальной жилой застройкой. Когда-то кто-то прихватил участок и возвращать государству не собирается. Причем ДИЗО выиграл суд в первой инстанции, но после этого вот уже год минул в бесконечных апелляциях. Понятно, что ДИЗО выиграет процесс, потому что закон на его стороне, но сколько еще будут продолжаться тяжбы, а потом и исполнение решения, предсказать невозможно. И к сожалению, это не единственный эпизод нарушения земельных границ.

— Проект «Антоновские Яблоки» завершен. Что дальше?

— Я уточню: ЖК «Антоновские Яблоки» построен, но не завершен как проект. Впереди еще заселение, оно будет проходить по установленному графику, чтобы отработать с каждым покупателем максимально адресно. Мы взяли на себя обязательства устранить все обнаруженные при приемке дефекты. Весной и летом будут еще шлифоваться детали в общественных зонах. Например, запланировано финишное, повторное, асфальтирование проезжей части. То есть пока комплекс не пройдет «обкатку», мы будем плотно заниматься им. Да и потом никуда не денемся, так как сервисное обслуживание возложено на нашу управляющую компанию. По стоимости услуг мы остановились на отметке 36 рублей за кв. м. Это средний по Воронежу тариф, установленный во многих стандартных домах, даже без ландшафтного дизайна, парковки и всего прочего.

Параллельно нужно концентрироваться на втором проекте — ЖК «230 Футов» на ул. В. Невского, где стройка в самом разгаре, и впереди еще много работы. Ну и будем готовиться к другим проектам. В активной стадии переговоры по нескольким земельным участкам — уже есть идеи, что интересного на них можно построить. Не обязательно это будет жилье бизнес-класса. Мне интересен и промежуточный сегмент между эконом-классом и бизнес, я называю его «комфорт плюс». По цене он существенно ниже того, что мы продаем сейчас, а по качеству близок к тому, что мы делаем. Это однозначно будут одни из лучших примеров архитектуры, благоустройства, общественных пространств. Конечно, не малоэтажное строительство, иначе не получится сохранить рентабельность, но не менее комфортное, привлекательное и уникальное жилье.

На правах рекламы. Застройщик ООО «Квартал». Долевое строительство. Проектная декларация на сайте http://kvartal-vrn.ru/.

Комментарии