27 Ноября 2017 года, 16:45
Банкир Дмитрий Чебряков — о присоединении ВТБ24 к ВТБ, стоимости РКО и «ипотечном пузыре» 

Дмитрий Чебряков.jpg

Дмитрия Чебрякова в банковском сообществе Воронежа называют «отличником». Возглавляемый им филиал ВТБ24 несколько лет подряд показывал рост по основным показателям (и даже становился лучшим в системе банка), финорганизация избегала громких скандалов, а сам банкир всегда открыт к разговору на проблемные темы. С каким настроением он встретил новость о присоединении ВТБ24 к ВТБ и что думает о состоянии региональной экономики сейчас, когда есть поводы как для пессимизма, так и для оптимистичных прогнозов? Вопросы задает главный редактор медиагруппы De Facto Артем Сокольников.


Как слияние ВТБ и ВТБ24 скажется на клиентах?

С 1 января 2018 года де-юре состоится присоединение ВТБ24 к ВТБ. Де-факто изменения уже начались. Дмитрий Чебряков возглавит розничный бизнес объединенного банка в Воронеже.

Сокольников: Начнем с клиентов — как именно они почувствуют на себе структурные изменения в банке?

Чебряков: Пока мы работаем в прежнем режиме: бренд ВТБ24 перестанет существовать с 1 января. А подразделения продолжат работать по своим адресам, в том же графике и с тем же персоналом, но уже под брендом ВТБ. То же самое будет и в Воронежской области. Продукты и услуги будут доступны в полном объеме.

Клиенты малого бизнеса продолжат обслуживаться в привычных им офисах ВТБ24, которые станут офисами ВТБ. Что касается расчетно-кассового обслуживания малого бизнеса, который обслуживался в ВТБ24, для него фактически ничего не поменяется. Изменятся реквизиты банка (наименование, БИК, корсчет), но не расчетный счет клиента. Кроме того, в течение полугода деньги, поступающие на счет компании по старым реквизитам, будут зачисляться. Потом эта возможность исчезнет: 6 месяцев – достаточный срок, чтобы довести новые реквизиты до своих контрагентов. Обслуживание — удаленное и офисное — также останется прежним.

Сокольников: А лично у вас какие полномочия с 1 января?

Чебряков: Буду возглавлять объединенный розничный бизнес ВТБ в регионе.

Сокольников: Как розничные клиенты встречают новость о присоединении ВТБ24?

Чебряков: Чтобы у клиентов не возникало ощущения неопределенности, мы проводим много работы по оповещению. До своих вкладчиков, зарплатных клиентов доносим мысль об отсутствии изменений: скажем, если у вас есть вклад, то его условия остаются теми же. Нашим потребителям волноваться не о чем. 


На что настроены частные потребители: тратить или сохранять?

Сокольников: К чему будете стремиться в 2018-м с учетом присоединения?

Чебряков: Этот процесс добавляет возможностей, которые связаны с синергией корпоративного и розничного бизнеса. То есть в наших планах — рост продаж. В целом по рынку по итогам 2017 года ожидается рост кредитования частных клиентов на 10-11%. Аналогично – и по депозитам.

За 3 квартала 2017 года ВТБ выдал в рознице кредитов на 9,5 млрд рублей (рост +10%). Из них на ипотеку пришлись 3,4 млрд рублей (2,3 тыс. займов). Общий кредитный портфель к 1 октября достиг 30 млрд рублей. Портфель депозитов частных клиентов вырос на 17%, приблизившись к отметке 33 млрд рублей.

Мы хотим расти быстрее, чем рынок. Прежде всего за счет ипотеки: планы амбициозные, но утвердим мы их ближе к концу этого года.

Сокольников: В силу развитости строительного рынка ипотека для Воронежа вопрос более чем актуальный и вместе с тем, вероятно, болезненный. С одной стороны, выдача ипотечных ссуд и в России в целом и в нашем регионе в частности растет внушительными темпами, что-то около 30% за этот год. С другой, по ряду статистических выкладок и наблюдениям, воронежские потребители серьезно закредитованы. В Воронежской области надувается «ипотечный пузырь»?

Чебряков: Если говорить про 2017-й, надо быть откровенным: толчок к появлению дополнительного спроса дало снижение ставок по ипотеке. Думаю, оно продолжится: уровень инфляции к этому располагает. Однако к оценке платежеспособности у банков подход будет строгим.

Сокольников: Так и какой ставки по ипотеке нам ждать?

Чебряков (смеясь): Знал бы прикуп — жил бы в Сочи! Это зависит от большого количества факторов. Ожидаем, что в 2018 году все ставки по ипотеке у нас станут однозначными.

Сокольников: Получается, сейчас с ипотекой лучше повременить?

Чебряков: Я всегда призываю искать точку равновесия. Можно ждать снижения ставки и дождаться дефицита предложения и роста стоимости квартир, что в итоге приведет к менее комфортным условиям покупки. Мне кажется, сейчас как раз наиболее оптимальная точка равновесия между ставкой по ипотеке и ценой за квадратный метр.

Сокольников: Розничные клиенты сейчас в большей степени настроены на сбережение своих денег или на траты?

Чебряков: Если смотреть на рост кредитования и привлечения депозитов, то данные примерно совпадают. По прогнозам экспертов, займы физлицам в 2018 году вырастут — примерно на 10-11%. То есть мы на пути к росту потребления. Что касается депозитов, до конца неясно, что будет в целом по рынку. Вместе с тем, ВТБ24 вырос в этом сегменте за счет доверия к нам как госбанку. 


Снизятся ли для бизнеса цены на РКО?

Сокольников: Как меняются настроения в малом бизнесе Воронежа и чего от этого ждать?

Чебряков: Мы не рассчитываем, что произойдет взрывной рост кредитования и продаж других услуг. За последние пару лет малые предприятия максимально оптимизировали свои проекты, они ищут более эффективные инструменты управления, снижают кредитную нагрузку. Но мы же ходим по улицам и видим: открываются кафе, парикмахерские, магазины, висит реклама — движение в малом бизнесе заметно. И это тоже показатель настроений.

Сокольников: Большие банки нередко обвиняют в известной неповоротливости и медлительности их сервиса. Вы какие резервы в этом направлении видите?

Чебряков: В любом бизнесе не может все и всегда идти гладко. Человеческий фактор присутствует всегда. Если мы видим проблему, например, в коммуникациях, то воспринимаем это как урок. Чтобы перестроиться и в будущем не допускать ошибок, мы планируем стать банком номер 1 по лояльности для клиентов, к этой цели мы и идем.

Сокольников: Лояльность проявляется в том числе и в вопросе цены. Сейчас ваши конкуренты, небольшие финорганизации как, например, «Модульбанк» или «Точка», серьезно снижают стоимость РКО и переманивают к себе малые ООО и ИП. Индивидуальные предприниматели так вообще защищены законом о вкладах и деньги в случае чего не потеряют. Если говорить прямо, ВТБ малый бизнес интересен как клиентская группа или нет?

Чебряков: Интересен, это направление мы конечно будем развивать. И я не считаю, что цена — ключевой фактор для бизнеса. Конечно, когда у вас мало платежей, вы будете искать, где дешевле. Но если у вас не ИП, а ООО — станете ли рисковать деньгами компании? Для банка стоимость услуги складывается из затрат, которые он несет на обслуживание конкретного корпоративного клиента. Когда бизнес клиента растет, то и возникают возможности снижения цены РКО, ставок по кредиту и т. д. То есть сотрудничество должно быть взаимовыгодным: жить в отрыве от рынка мы не сможем.


Комментарии