16 Сентября 2016 года, 09:28
Какова эффективность инвестиций в депутатский мандат?

Топовые кандидаты в депутаты Госдумы потратят на избирательную кампанию 2016 года в среднем от 50 до 120 млн рублей. Руководители от бизнеса, проходящие в Думу, рассчитывают на возврат инвестиций, вложенных в приобретение депутатского статуса. Воронежский политолог Владимир Инютин помог DF разобраться, на что могут рассчитывать владельцы мандата депутата Государственной Думы.

I. Материальные возможности

Выборы2_01.png

  • Лоббистская деятельность

1. Содействие прохождению через Госдуму законопроектов, выгодных тому или иному бизнесу. Бизнес напрямую через знакомство с депутатом или через посредников стимулирует нужные законодательные инициативы депутатов и их прохождение через правительство. Некоторые депутаты выдвигают до 10 законодательных инициатив в год. Материальное вознаграждение происходит косвенным путем: бизнес, которому оказана помощь, заключает контракты и другими способами инвестирует в бизнес, близкий к депутату. Доход может колебаться от нескольких миллионов рублей до нескольких сот миллионов рублей.

2. Преференции для близкого депутату бизнеса в результате его же законотворческой деятельности зависят от масштабов бизнеса и могут быть эквивалентны суммам от 1-2 млн рублей до нескольких миллионов долларов.  

  • Гонорары за преподавательскую, научную и творческую деятельность

Могут значительно превышать размер депутатской зарплаты (зависят от степени известности и влияния депутата).

  • Бесплатные поездки по стране

Самолетом бизнес-класса или вагоном СВ, проживание в гостиницах, санаторно-курортное лечение = 1-2 депутатским зарплатам.

  • Заработная плата и прочие выплаты

Около 400 тыс. рублей в месяц = примерно 5 млн рублей в год = 25 млн рублей за срок действия депутатского мандата.

ИТОГО

За 5 лет действия мандата депутата коэффициент возврата вложенных в него инвестиций может составлять от 2-3 (для депутатов, не имевших ранее отношения к бизнесу) до 50-100 раз (для депутатов, контролирующих крупные бизнес-структуры). Но точное значение коэффициента во многом будет зависеть еще и от статусных возможностей, а также от факторов, увеличивающих либо снижающих его (см. далее).

 

II. Статусные возможности

Выборы2_06.png

1. Бесплатный пиар в СМИ. Депутат становится центром притяжения для общественных и бизнес-структур.

2. Возможность личного общения с высшим руководством страны.

3. Депутатская неприкосновенность.

4. Гарантированное трудоустройство в органах государственной власти или бизнес-структурах по окончании депутатского срока (если депутат не был в жесткой оппозиции к власти).

5. Возможность прямого административного давления на органы власти, особенно регионального и муниципального уровня, путем депутатских запросов.

III. Факторы, увеличивающие коэффициент возврата инвестиций

1. Попадание в топовый комитет ГД (среди них комитет по бюджету и налогам, по вопросам собственности, по законодательству, по земельным отношениям и строительству, по региональной политике, по природным ресурсам, по промышленности…). Коэффициент 1.5.

2. Избрание на должность председателя или зампредседателя думского комитета либо другую статусную должность в ГД. Коэффициент 1.5.

3. Избрание от партии власти. Коэффициент 1.3.

4. Высокое положение на социальной лестнице на момент избрания. Коэффициент 1.3.

5. Опыт работы или хорошие отношения со структурами исполнительной власти федерального или регионального уровня. Коэффициент 1.2.

6. Избрание от влиятельного и богатого округа (Москва, Санкт-Петербург, нефтегазовые регионы, национальные республики). Коэффициент 1.2.

 

IV. Факторы, снижающие коэффициент возврата инвестиций

1. Оппозиционность к действующей власти. Коэффициент 0.5.

2. Отсутствие опыта работы в бизнесе или госуправлении. Коэффициент 0.6.

3. Попадание в маловлиятельный комитет ГД, например комитет по регламенту. Коэффициент 0.7.

4. Избрание от партии, имеющей малочисленную фракцию в ГД. Коэффициент 0.8.

5. Избрание от «депрессивного» и периферийного региона России. Коэффициент 0.9.


Комментарий

Владимир Инютин, политолог

Вложенные в мандат инвестиции обычно возвращаются после избрания депутатом Госдумы

«Подавляющее большинство кандидатов идут в парламент с вполне конкретными личными целями. Средства, вложенные в избирательную кампанию, могут быть возвращены как материальными благами, так и повышением статуса. Коэффициент возврата инвестиций, вложенных в мандат, может составлять от нескольких раз до нескольких сот раз. При этом нужно заметить, что не все кандидаты ведут избирательную кампанию на собственные средства. Ведь среди депутатов есть выходцы как из бизнеса, так и из социальной сферы.  У них совершенно разная мотивация и цели депутатства. Если для первых важны лоббистские возможности и преференции, которые открываются для их бизнеса, то вторым интересны возможности карьерного роста и солидное материальное содержание депутата. Чем более высоким статусом и денежным капиталом обладал депутат на момент избрания, тем более высок будет у него коэффициент возврата инвестиций».  

Комментарии